Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Впервые за ареной. Изнанка Екатеринбургского цирка без блесток и радужных огней

Впервые за ареной. Изнанка Екатеринбургского цирка без блесток и радужных огней
Фото: Константин Мельницкий, 66.ru,архив 66.ru
Что происходит вне циркового манежа, не видит никто. А там скрывается огромный механизм, состоящий из десятков людей, которые работают месяцами ради одного — показать красочное двухчасовое шоу. На примере самой большой цирковой труппы объясняем, как выживает сотня животных и людей в условиях вечных переездов.

В темном коридоре, среди коробов с цветастыми костюмами и искусственных берез, с печеньками в кармане ходит Алексей Плотников. Он технический директор цирка, приехавшего на днях в Екатеринбург. Цирк-то приехал, но первый выход к зрителям еще не скоро — процесс подготовки к выступлению очень долгий.

Алексей провел журналиста Портала 66.ru по закулисьям и в подробностях объяснил, что нужно сделать, чтобы состоялось представление.

Кстати, дабы не запутаться, дальше цирком мы будем называть именно филиал госучреждения «Екатеринбургский государственный цирк», а самих артистов, которые приезжают с цирковыми номерами, — гастролерами. Это важно, потому что это два отдельных мира. И только их симбиоз рождает двухчасовое буйство красок.

Алексей не только регулирует всю техчасть, но и дрессирует медведей. На сцену он выходит вместе с женой.

Задача первая — добраться до города

Передвигается цирковая труппа на фурах. Чтобы доехать из Красноярска в Екатеринбург, одной программе нужно 13 фур (на сто животных и восемьдесят человек). Это много. Причем почти все автомобили берутся внаём.

Перевезти животных непросто. В 14-метровые длинномеры сначала нужно вмонтировать вольеры. Как только клетки готовы и животные рассажены — можно отправляться в путь.

За фурой едет ассистент на легковом автомобиле. Через каждые полтора часа он останавливает грузовик, проверяет подопечных, убирается, кормит их и поит, если нужно. Ночью — сон. Для теплолюбивых животных есть машины-рефрижераторы, внутри них можно поддерживать любую температуру.

За кулисами всё по-другому. На уставших лицах нет косметики, перья и блестки надежно спрятаны, а из клетки стекает ручеек. По вольерам гуляют животные. Как только к решетке приближается дрессировщик, как по волшебству, суровые хищницы превращаются в жаждущих ласки кошечек.

Задача вторая — разместиться

Разгрузка занимает два дня. Автомобиль заезжает во внутренний двор цирка, и начинается распаковка. Сотрудники городского цирка показывают приезжим, где можно строить клетки. Предварительно все помещения для животных были обработаны санитарными врачами. Служба ветеринаров цирка собирает у артистов документы на животных и проверяет состояние каждого зверя. Штатного ветеринара у артистов с собой нет.

Труппа расселяется в гостинице с семьями. Во всем приезжим помогают сотрудники цирка. Например, если нужно установить стиральную машинку в гостинице артиста — придет слесарь из цирка.

Как только животные оказались в клетках, всех нужно накормить. Гастролеры закупаются продуктами самостоятельно. Но без помощи городских не обойтись. На муниципальной машине и вместе с местным водителем-экспедитором ответственный за питание объезжает Екатеринбург. Водитель показывает: «Вот там обычно берут мясо, а вот там — фрукты. По такой цене». И человек едет и выбирает рыбу нужного размера, чтобы накормить пеликана, или орехи для попугаев. Для хищников — сырое мясо, которое держат в холодильниках. За раз набирается целая фура продуктов. Ее хватает сотне животных примерно на неделю. Готовят и хранят еду прямо в цирке.

Задача третья — наладить быт животных

Крепкие парни, которых вы видите на сцене во время выступления вместе с дрессировщиком, — это ассистенты. Без них бы ничего не получилось. Именно они кормят, чешут и убирают за животными. Причем питомец для ассистента — это на всю жизнь. Потому что если ты воспитал тигра — он к тебе привяжется и другого человека уже не подпустит. Поэтому текучки кадров внутри одного коллектива нет.

Здесь возводят уличные вольеры. Сейчас, при минус 14, на воздухе живут только лисы.

Грязные опилки из вольеров ассистенты убирают в мешки. Эти мешки стоят во внутреннем дворе. Потом обычная городская служба приезжает и всё вывозит.

Зимой на улице могут жить только собаки и лисы. Остальные животные — под крышей. А вот когда теплеет, расселить в уличные вольеры могут и других.

Сотня зверей создает такую кучу мусора за четыре часа.

Задача четвертая — подготовиться к шоу

Живут в цирке по расписанию, которое называется «авизовка». В дневном плане по часам расписано, кто после кого выходит на репетицию. По этому расписанию и работают все артисты. Коней вместе с тиграми никто выводить не станет, чтобы не рисковать животными. Для безопасности артистов тоже есть свои правила. Ну а если животное вдруг станет буйным и перевоспитать его не получится — его отдадут в зоопарк. Например, слониха Даша из зоопарка Екатеринбурга — убийца. В 2001 году во время репетиции она набросилась на своего дрессировщика. После этой выходки агрессивную слониху продали.

В составе труппы — 80 человек: дрессировщики, ассистенты, костюмеры, балет, служба сцены и т.д. Весь реквизит прибывает в разобранном виде в огромных шкафах. Как только все разместились — нужно всё заново собрать и подготовить к репетициям. Техники налаживают свет, готовят звук. Костюмеры проверяют, все ли перья остались на месте во время переезда.

Задача пятая — начать представление

Медведь ловит кольца, собачки прыгают тройное сальто, дрессировщик влезает в пасть льву… Описывать то, что происходит на манеже цирка, бесполезно. Надо смотреть!

Фото: Константин Мельницкий, 66.ru,архив 66.ru