Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Моя работа — ставить эксперименты на огурцах». Один день с агрономом

22 марта 2016, 08:00
«Моя работа — ставить эксперименты на огурцах». Один день с агрономом
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Чтобы жители Екатеринбурга даже зимой могли есть свежие овощи, здесь круглый год работают с раннего утра и до поздней ночи, ловя буквально каждый лучик солнца. Мы провели один день с главным агрономом АО «Тепличное», которая рассказала нам не только о том, как сажать томаты, но и о том, зачем в теплицах разводят насекомых, и даже о «непорочно зачатых» огурцах.

Не знаю, как у других, но у меня где-то с середины февраля начинается дикая тоска по «живым» овощам и фруктам: организм, измученный пасмурной уральской зимой, требует кусочек солнца и лета — хотя бы в таком, плодово-ягодном, виде. Глянцевые яблоки и водянистые помидоры эту тоску утолить не могут — у них нет ни вкуса, ни запаха настоящих фруктов. И когда появляются первые уральские огурцы, даже по 300 рублей за кило, — для меня это настоящий праздник. Так что в поселок Садовый, где расположены новенькие теплицы одного из хозяйств «УГМК-Агро», я отправилась с воодушевлением.

В «Тепличном» нас встречает главный агроном — Оксана Тягунова работает в хозяйстве уже 15 лет, пришла сюда сразу после института. «Правда, начинала я свой рабочий путь не в теплицах, а в коровнике, — рассказывает она. — Это второе образование у меня агрономическое, а по первому я зоотехник».

Оксана Тягунова, главный агроном АО «Тепличное»:

«Моя работа — ставить эксперименты на огурцах». Один день с агрономом

— В 2001 году, когда я получила диплом, здесь, в хозяйстве, еще был коровник. Вот туда я и устроилась. Но долго работать там не смогла, поняла, что животные — это не мое. Отработала года полтора — и ушла. Пробовала себя в торговле, но это было еще хуже, чем с коровами. В итоге пришла в теплицу, да так и осталась. Растения мне ближе, с ними я на одной волне, понимаю, что им нужно, чего от них ждать.

«Моя работа — ставить эксперименты на огурцах». Один день с агрономом

В «Тепличном» почти вечное лето: сезон здесь начинается в декабре — высаживают ранние сорта огурцов; в феврале снимают первый урожай, в конце марта созревают помидоры, в июле снимают первый оборот огурцов и огуречные блоки засаживают другими сортами, которые плодоносят до конца октября. Только небольшой промежуток времени, меньше месяца, зелени здесь не видно: в ноябре — декабре убирают все растительные остатки, теплицы моют, обрабатывают от вредителей, подготавливая их к новому сезону.

Утро главного агронома начинается в 7:30 в операторской. «Это сердце комбината, — рассказывает Оксана. — Здесь стоит климат-компьютер, с помощью которого мы устанавливаем все температурные режимы, настраиваем влажность. Приходя на работу, я первым делом изучаю графики, чтобы понять, как растения жили ночью, и в зависимости от этого выстраиваю программу на день».

Дефицит влажности и температура — два основных параметра, которые определяют рост огурцов. От того, как настроены эти режимы, зависит распределение в растении ассимилятов — питательных веществ, образующихся при солнечном свете, наличии питательного раствора и углекислого газа.

«Моя работа — ставить эксперименты на огурцах». Один день с агрономом

Ночью дефицит должен быть в синей зоне — это высокая степень влажности, при которой растение работает слабо. Чем выше влажность воздуха, тем меньше транспирация — испарение влаги. Чем воздух суше, тем больше влаги отдает растение. За счет этого и регулируют рост огурцов.

«Растения можно развивать двумя способами: генеративно и вегетативно, — поясняет Оксана. — В первом случае мы создаем искусственный дефицит влажности и повышаем температуру, растение активно испаряет влагу, работая на износ. Листья у него становятся меньше, суше, зато активно подрастают плоды. Если надо вегетативно развить растение — сделать большую листовую пластину, более мощный куст — мы, наоборот, снижаем температуру, повышаем влажность».
Чтобы получить высокий урожай, нужно поддерживать растение в балансе. При активном вегетативном росте плоды будут меньше — ассимиляты уйдут в листья. Если растение будет развиваться чересчур генеративно, это тоже нехорошо: листовая поверхность уменьшится, соответственно, растения будут усваивать меньше света, меньше ассимилятов — плоды тоже в итоге будут маленькими.

«Моя работа — ставить эксперименты на огурцах». Один день с агрономом

Ночью за работой теплицы следит автоматика. Сбои редко, но бывают. На графиках отражаются планируемые режимы и то, что было по факту.

— Оксана, а аварии на комбинате случаются?
— Каких-то глобальных катастроф, таких, которые повредили бы урожаю, — нет. Но мелкие неполадки, конечно, бывают. Как-то в одном из блоков произошел сбой подачи углекислого газа. Но растения пострадать не успели: вовремя обнаружили, починили. А с температурой не может быть аварий — у нас своя котельная, работает без перебоев. Но тут возможна другая ситуация — резкое изменение погоды. Скажем, в феврале, марте сильные перепады дневных и ночных температур. Пока солнце светит и на улице тепло, в теплицах мы, соответственно, теплоподачу уменьшаем. А как только солнце заходит — резко холодает. Если упустить этот момент, вовремя не включить обогрев, растения в теплице могут пострадать.

Узнав все о температурных режимах, ассимилянтах и дефиците влажности, отправляемся в теплицу. Сейчас «Тепличное» — один из крупнейших производителей овощей Свердловской области — располагает двумя производственными площадками. Новые мощности в поселке Садовом — это три блока, каждый по 4 гектара. Два из них отданы под огурцы, еще в одном растут томаты. Есть и старое тепличное хозяйство на проспекте Космонавтов — там выращивают рассаду и салат.

Перед входом в огуречные блоки — информационные доски. Здесь проводят инструктаж овощеводам: как работать с одним сортом огурцов, как — с другим. Технологии разные.

Просто так к огурцам не попасть: вначале надо облачиться в одноразовый костюм, на ногах — бахилы, на голове — шапочка, продезинфицировать руки специальным составом.

«Моя работа — ставить эксперименты на огурцах». Один день с агрономом

Дезинфицируют не только любопытных журналистов: работники комбината, переходя из блока в блок, проделывают те же процедуры. Иногда переодеваться приходится по несколько раз за день.

— Почему такой строгий санитарный режим между блоками?
— Причин несколько, начиная от возможности перенести личинки вредных насекомых до попадания пыльцы или пчел.
— Пчелы из одного блока опасны для другого?
— И даже очень! В этом году мы засадили один блок огурцами пчелоопыляемого сорта «Атлет», мы работаем с ним уже не первый год. А вот в первом блоке у нас новый, экспериментальный сорт — «Святогор», эти растения — партенокарпии.
— Кто, простите?
— Партенокарпии. В переводе с греческого «партена» означает «девственница», соответственно, партеногенез — «непорочное зачатие», а партенокарпический тип растений — самоопыляющийся. То есть плод завязывается без участия насекомых, а при помощи ветра, движения воздуха или же при наличии в цветке и пестиков, и тычинок одновременно.
— И что будет, если пчелы залетят в блок, где растут самоопыляющиеся огурцы?
— Плод начнет расти не так, как надо, будет нестандарт.

«Моя работа — ставить эксперименты на огурцах». Один день с агрономом

«Святогор» — сорт голландской селекции. Специалисты из Нидерландов как раз приехали в «Тепличное» смотреть, как идет работа с растением. Я поинтересовалась, почему у голландских огурцов такое русское название. «Мы часто селекционируем гибриды под запросы конкретных регионов. Скажем, для севера России выводим теневыносливые растения. Запуская в работу тот или иной сорт, обязательно советуемся со специалистами и нашей дочерней компанией в России, какое дать название. Так и появился «Святогор». Хотя для голландца это название труднопроизносимое. Но бывает и похуже. Украинские коллеги предлагали назвать сорт «Днепропетровск» (произносит по слогам: «Днье-про-пьет-ровськ», — прим. ред.) — вот это совсем не выговорить».

— Оксана, вы сказали, что «Святогор» — сорт экспериментальный. В чем суть эксперимента?
— Мы уже несколько лет для первого оборота огурцов используем сорт «Атлет» — это теневыносливые растения с длиной плода 18–20 см. Растим мы их по технологии «зонтик»: прищипываем головки растения, вся работа идет на боковых побегах. А «Святогор» выращиваем по новой технологии — приспускание, плоды будут расти на основном стволе. Огурцы этого сорта чуть крупнее — до 20–22 см, должны давать хороший урожай.

Еще один эксперимент — досветка нескольких рядов «Святогора». Сейчас дополнительное освещение лампами используют только при выращивании рассады, урожай сильно зависит от солнечной активности. В дальнейшем комбинат планируют полностью перевести на досветку. На «Святогоре» обкатывают технологию, пробуя различные виды ламп — светодиодные и натриевые. Первые дают больше света, но меньше тепла, вторые — наоборот. «Нам надо понять, какой свет лучше для плодов, от какого больше урожайность и как вообще растение будет реагировать», — поясняет Оксана.

Пока технологию отрабатывают, огурцы досвечивают в течение 12 часов. В дальнейшем это время увеличат до 20 часов.

Оксана Тягунова:

— Сейчас мы не можем этого сделать, потому что основная культура растет без дополнительного освещения. Поливы и температурный режим у нас настраиваются сразу на весь блок, а досветка все-таки требует других параметров.

«Моя работа — ставить эксперименты на огурцах». Один день с агрономом

Огурцы, растущие под натриевыми лампами, заметно больше своих недосвеченных собратьев и более ровные по форме.

Над выращиванием овощей в «Тепличном» трудится несколько сот человек. Вообще профессий в теплице не так уж мало. Только агрономов — четыре разных специализации: помимо главного, контролирующего все процессы, есть еще агроном-технолог, агроном-бригадир (отвечает за ежедневные работы в теплице), агроном по защите (оберегает растения от вредных насекомых, болезней и т.п.). Вместе с агрономом по защите работают лаборанты-микробиологи. Основные операции по уходу за растениями — подкрутку, приспускание, прищипывание, съём плодов — выполняют овощеводы. А есть еще операторы минерального питания, технологического оборудования, разнорабочие.

«Моя работа — ставить эксперименты на огурцах». Один день с агрономом

Оператор минерального питания подготавливает растворы, которые затем подаются через специальные капельницы в растения. Натуральные микро- и макроэлементы — кальций, калий, магний, марганец, фосфор — смешиваются с артезианской водой, подогретой до определенной температуры: весной и зимой — в районе 18–19 градусов; летом, в жару, температура не превышает 17–18 градусов.

Надежда Таскаева, агроном-бригадир первого цеха:

«Моя работа — ставить эксперименты на огурцах». Один день с агрономом

— Сегодня на 4 гектарах первого блока у нас работает 30–35 человек плюс два подсобных рабочих. Но, думаю, в ближайшее время мы увеличим штат: технология новая, чаще приходится делать подкрутку растений, теми силами, что есть сейчас, справляемся с трудом.

Посев «Святогора» был 8 декабря, в теплицу рассаду высадили 5 января. Первый урожай сняли в конце февраля. «За неделю растение увеличивается в длину на 40–60 см. Нам нельзя допускать, чтобы кусты упали, важно, чтобы головы растений всегда были подкручены и рост шел одинаково у всех кустов одного ряда», — объясняют специалисты. От момента завязывания плода до его съёма проходит примерно 14 дней — это зависит от солнечной активности.

Огурцы сорта «Атлет» зреют чуть быстрее — 9–10 дней. В этом году первый урожай «Атлета» сняли на две недели раньше обычного. «Мы улучшили технологии досветки в рассадном периоде, разработали новые схемы питания и поливов — в итоге рассада получилась более крепкая, более здоровая, соответственно, и сами растения — более мощные, выносливые», — объясняет главный агроном.

За текущий сезон — с февраля до октября — с двух огуречных блоков планируется снять около 3 тысяч тонн. Зарплата работников «Тепличного» зависит как раз от объема выращенной продукции. Поэтому все усилия направлены на то, чтобы сохранить и увеличить урожай, в том числе и на защиту растений. «Мы специально выращиваем и закупаем энтомофагов — это хищные насекомые, которые уничтожают насекомых-вредителей, у нас это чаще всего паутинный клещ и белокрылка. Кстати, я начинала свою работу здесь, в теплицах, именно как агроном по защите», — рассказывает Оксана Тягунова.

За день главный агроном наматывает не по одному километру: чтобы проконтролировать рост растений, убедиться, что всем им хватает питательных веществ, что куст развивается как надо, Оксана проходит практически по каждому ряду каждого блока — а в одном блоке таких рядов 290.

Оксана Тягунова:

— Я общаюсь с агрономами-бригадирами — обсуждаем работы на день, планы по съему овощей, выясняю у агронома-технолога, сколько дренажа выходит из растений и каков его состав. Это нужно, чтобы понять, как питается растение, все ли микроэлементы усваивает, если что-то не так — разобраться в причине и исправить это. Обязательно контролирую, как идет сбор: нужно смотреть, чтобы ящики наполняли не доверху, иначе плоды помнутся. Пока вот только за огурцами следим, но скоро томаты пойдут — в конце марта черри, а потом и обычные.

В третьем блоке, где растут помидоры (правда, на комбинате их так не называют, все овощеводы говорят «томаты»), пока гораздо светлее, чем в огуречных — растения еще не выросли под потолок.

Гульнур Давлятшина, агроном-технолог:

«Моя работа — ставить эксперименты на огурцах». Один день с агрономом

— Томаты попадают в теплицу в начале января. Сначала рассаду выставляем в небольших минераловатных кубиках, чтобы нарастить хорошую корневую систему. Маленький объем субстрата и ограниченная подача влаги заставляют корневую систему растения активничать в поиске питательных веществ и быстро развиваться.

Через 2–3 недели, в зависимости от состояния растения и цветения первой кисти, растение пересаживают в мат. Если томаты сразу высадить в мат, за счет излишка влаги растение начнет развиваться вегетативно и не наберет силы. Может пострадать первая кисть.

«Моя работа — ставить эксперименты на огурцах». Один день с агрономом

В «Тепличном» работают с выведенными в Голландии томатами «Ладога» и «Таймыр». В кисти томата оставляют четыре плода — именно такое количество оптимально с точки зрения усваивания питательных веществ. Вес каждого плода при созревании — около 200 граммов.

В прошлом году томаты посеяли 11 ноября, первый урожай собрали в конце марта. В этом году посев сделали на две недели позже. Рассада получилась более жизнестойкая, хозяйство будет снимать плоды уже с первой кисти. «То есть мы добавим к урожаю примерно... 80 тонн», — быстро подсчитывает Гульнур.

«Моя работа — ставить эксперименты на огурцах». Один день с агрономом

Продукцию уральских овощеводов обычно ждут с нетерпением и предпочитают ее привозным овощам. Это толкает недобросовестных продавцов на обман: азербайджанские огурцы под видом урожая из «Тепличного» продавали в уличных ларьках еще в феврале. Так что выбирая овощи, надо быть осторожнее: раньше конца марта полакомиться томатами из «Тепличного» вряд ли удастся — именно тогда они должны появиться в крупных сетях. «На апрель стоит план уже 160 тонн, а всего мы должны собрать за сезон примерно 2000 тонн томатов. И я приложу для этого все усилия — конечно, вместе со всеми работниками «Тепличного», — подытоживает главный агроном хозяйства Оксана Тягунова.

архив 66.ru