Турист Андрей Подкорытов, едва не погибший под Ивделем, рассказал подробности о своем походе и том, как его спасали. Он отметил, что весь запланированный маршрут прошел на 100% и поход изначально планировал одиночный. Рассказ туриста опубликован на сайте ГКБ №40, в ожоговом отделении которой мужчина проходит сейчас лечение.
— Меня забросили на снегоходе к избе Ильича (район брода через реку Ауспия) 28 декабря 2015 года. Выйти к базе геологов (Трехречье) я планировал к 7 января 2016 года вечером. Перед выходом на маршрут я зарегистрировался в отряде ПСО Ивделя и оставил спасателям все данные о маршруте и моем связном (маршрут координировал брат). Ни с какого перевала Дятлова меня не спасали, я совершенно спокойно прошел через перевал Дятлова еще 30 декабря 2015 года.
Запланированный маршрут Андрея включал в себя перевал Дятлова, вершину Отортен, траверс Уральского хребта на север до плато Маньпупунёр и выход по рекам к базе геологов (Трехречье) для выброски в город Ивдель. «Основной интерес вызывало плато Маньпупунёр, я серьезно фотографирую и стремился попасть на съемку именно туда, это было основной целью похода», — отметил Подкорытов.
— У меня достаточный групповой и одиночный опыт в спортивном туризме (многократное участие в спортивных походах 4-й и 5-й категорий сложности), есть всё необходимое снаряжение (лыжи, спальник для холодных ночевок, экспедиционная обувь, пуховка и другие экспедиционные теплые вещи, снегоступы, спутниковый трекер SPOT, спутниковый телефон, спутниковый навигатор…). Я надеюсь, что премия «Хрустальный пик — 2015» портала Risk.ru в номинации «Лучший поход» это косвенно подтверждает (летом 2015 года мной пройден одиночный трехнедельный поход по плато Путорана с километражом 270 км). Все ночевки на маршруте планировались холодными (в палатке), имеющееся снаряжение и спальник это позволяли. Для ночевок спускался в зону леса.
Первой сложностью для туриста стал отказ спутникового телефона, его связной видел только точки со спутникового трекера, следя за ним по интерактивной карте в интернете. Дороги до Трехречья для выброски не было, созвониться со связным удалось впервые только 6 января, когда Андрей был уже на плато Маньпупунёр. Возвращаться, говорит Подкорытов, уже не имело смысла, так как это было в 30 км от Трехречья.
— Второй и наиболее критичной сложностью стало то, что я на первой же ночевке лишился своих основных внутренних перчаток. Весь поход приходилось обходиться запасными рукавицами (верхонками), что очень неудобно. При движении по хребту в пургу или в темное время суток нужно часто сверяться с навигатором, этого нельзя сделать в верхонках, руки очень быстро промерзают. Кроме того, работа с фотоаппаратом со сменой объективов также требует снятия грубых верхонок. Именно эти моменты послужили причиной обморожения пальцев на руках. В этом году в тех местах было аномально много снега. По этой причине вместо полутора дней на последние 30 км маршрута у меня ушло четыре дня. Шел по рекам по следам лосей. Отмороженные руки не позволяли полноценно работать палками. Сначала торопился и шел без сна почти двое суток. Потом понял, что все равно нужно спать.
Последние 5 км до Трехречья Андрей шел челноком — сначала делал тропу без рюкзака, потом возвращался за ним. На Трехречье 9 января он вышел к сторожу Федору, который дежурит там с напарником. Пальцы рук и ног у него уже болели, а лекарств там не оказалось: турист нашел только мазь «Левомиколь» и наложил термостатические повязки.
Подкорытов созвонился с ивдельскими спасателями, ПСО выслал за ним отряд. «Я считал, что дороги до Трехречья нет только последние 20–30 км. Оказалось, что дороги нет вообще после Бурмантово (150 км от Трехречья). Спасатели из Ивделя Иван Моор и Константин Привалов больше суток пробивались на снегоходах до меня по целине», — рассказывает Андрей.
Прибывшие спастели решили, что везти его 150 км на «Буране» в минус 30 градусов нельзя. Поэтому запросили вертолет на эвакуацию, который вечером 12 января и забрал туриста в Екатеринбург.
— Огромная благодарность спасателям из Екатеринбурга и Ивделя, а также сторожу базы геологов Федору. Хочется отметить крайне низкую оснащенность Ивдельского ПСО — ребята работают на энтузиазме, в своей личной одежде, без связи и спутниковых навигаторов в очень суровых условиях.
Подкорытов отметил, что сейчас чувствует себя хорошо. Также он заявил, что не знает погибшего туриста-одиночку, найденного на перевале Дятлова.
По словам заведующего ожоговым отделением ГКБ №40 Дмитрия Шуварина, состояние туриста удовлетворительное, угрозы для жизни нет, как и опасности потерять конечности; через 2–3 дня возможна выписка на амбулаторное долечивание.
Фото и видео: пресс-служба ГУ МЧС России по Свердловской области