Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Без нас никто никогда не обойдется». Один день с «Почтой России» в Кольцово

5 января 2016, 09:00
«Без нас никто никогда не обойдется». Один день с «Почтой России» в Кольцово
Фото: 66.ru
Журналист Портала 66.ru побывал в ММПО аэропорта Кольцово, куда прибывают тонны посылок из Поднебесной.

Такого количества посылок из Китая я увидеть не ожидала. Сверху это кажется каким-то огромным муравейником: гигантское помещение в 3 700 квадратных метров разделено на ячейки, каждая из которых заполнена посылками так, что для работников здесь остаются проходы, как в лабиринте. Трудится здесь порядка 200 человек (по 50 в смене). Большинство — из области: Каменска-Уральского, Невьянска, Богдановича.

— Здесь всегда так?
— Ну, в Новый год всегда много посылок, а еще добавилась распродажа одного китайского магазина, которая была в ноябре. До сих пор вещи идут.
— Значит, где-то тут мое платье и чехольчики для телефона.

«Без нас никто никогда не обойдется». Один день с «Почтой России» в Кольцово
Фото: 66.ru

Сегодня мы проведем один день в месте международного почтового обмена (ММПО) в аэропорту Кольцово. Сюда раз в неделю из китайского города Харбин прилетает самолет с 20 тоннами почты.

«Если в Кольцово прилетает грузовой борт, тогда к нам поступает в среднем 1 300 емкостей с товарами. Это где-то 21–22 тонны. Дважды в неделю на пассажирских рейсах прилетает почта примерно около тонны. А если дополнительно приходят машины из Казахстана, это еще 7–8 тонн. И ходят они в последнее время с завидной регулярностью», — рассказывает Татьяна Александровна.

Обработка почты начинается с приема емкости с посылками. Попадая на таможенную территорию Таможенного союза, они первый делом проходят радиационный контроль через систему «Янтарь». Если радиационный фон выше, чем внешний, звучит сигнал тревоги. Как правило, повышенная радиация фиксируется у посылок, в которых кулоны из вулканической магмы (по крайней мере так их называют). В Россию они в итоге не попадут, так как считаются опасными для здоровья.

«Без нас никто никогда не обойдется». Один день с «Почтой России» в Кольцово
Фото: 66.ru

Пройдя контроль, емкости попадают на регистрацию. В одном мешке может умещаться до 400 пакетов. В ходе регистрации почтовые работники сверяют вес отправления с информацией на адресном ярлыке, ФИО получателя, а также оценивают состояние посылки. Например, не повреждена ли упаковка.

Один оператор за смену обрабатывает до полутора тысяч пакетов. Зарплата тут сдельная и зависит от объема работы. Называть конкретные цифры в почте отказались, но отметили, что она начинается от 15 тысяч рублей.

— Сколько времени уходит на проверку одной емкости?
— Минут 30–40.
— Глаза не замыливаются от монотонной работы?
— В любой момент человека можно перевести с одной работы на другую, здесь все многофункциональны и умеют всё. Смена работы — тоже отдых.

«Без нас никто никогда не обойдется». Один день с «Почтой России» в Кольцово
Фото: 66.ru

Зарегистрированный товар выкладывают на ленту, по которой он едет на досмотр таможни. На посылке есть два самоклеящихся ярлыка. На одном — отправитель и получатель, на втором — таможенная декларация: что лежит в посылке, вес и стоимость. После сверки всех документов таможня просвечивает каждый пакет и ищет запрещенные товары. К примеру, в Россию из Китая нельзя ввозить семена и луковицы цветов. А вот чай — можно, но его дополнительно обнюхает служебная собака. Правда, кинологическую службу мы не застали — в основном они работают в самом аэропорту и лишь пару раз в день приходят сюда на проверку.

«Без нас никто никогда не обойдется». Один день с «Почтой России» в Кольцово
Фото: 66.ru

Таможенный инспектор анализирует полученное изображение: есть ли запрещенные предметы, оружие, наркотические, взрывчатые вещества. Если вопросов к предмету нет, он выпускается на ленту и идет дальше.

«Без нас никто никогда не обойдется». Один день с «Почтой России» в Кольцово
Фото: 66.ru

— Не устаете целый день на экран смотреть?
— Это издержки профессии. Но мы меняемся здесь периодически: как и сотрудники почты, переходим на другие рабочие места, — рассказывает мне сотрудник таможни.

В это время его коллега позади что-то внимательно изучает. Оказывается, что на рентгене нашли очередную ручку со встроенной камерой. Сначала я удивляюсь, как этот предмет смогли вычленить из общей массы, но когда мне показывают зарядник, мне кажется, что обнаружить его было проще простого.

«Без нас никто никогда не обойдется». Один день с «Почтой России» в Кольцово
Фото: 66.ru

— И что будет с этой посылкой?
— До отправителя она не дойдет, оборот таких вещей, с помощью которых можно получать информацию негласно, в России запрещен.
— Что еще с такими мини-камерами идет?
— Зажигалки, ручки, очки... Вещей всяких множество. Вот смотрите, у нас целый архив с фотографиями запрещенных вещей, которые так и не дошли до адресата. Вот, например, нунчаки.
— А вдруг их покупатель спортсмен-единоборец?
— Если эксперт придет к выводу, что это может быть использовано как оружие, нанести увечья, раздробить кости, значит оно будет запрещено.
— Мобильный телефон тоже можно отнести к костнодробительному устройству, если очень захотеть...
— Но нунчаки же созданы для нанесения увечий, а телефон — нет. Вот смотрите еще: ножи метательные...
— Но они же тоже сделаны не для того, чтобы в людей кидать!
— Это все равно оружие.
— А если я закажу обычный ножик, кухонный?
— Его мы тоже отдадим на экспертизу, которая установит, что его предназначение — бытовое и этот нож не является оружием. Вопросов к вам — никаких, будете им резать колбаску дома.

После таможенного досмотра посылки снова формируются в мешки. Посылки для регионов отправляются на поездах дальнего следования, а городская почта сортируется отдельно по отделениям и почтамтам.

— Вы сами давно работаете на почте?
— С 1976 года, начинала учеником сортировщика, — рассказывает Татьяна Александровна.

— Почему именно эту работу выбрали? Как жизнь сюда привела?
— Совершенно случайно. Я просто не прошла по конкурсу в высшее учебное заведение и осталась здесь на 40 лет.

— Ничего себе опыт. Как тогда вы относитесь к тому, что все гнобят почту?
— Сколько бы нашу почту ни ругали, без нас никто никогда не обойдется. Когда-то давно, когда только появился интернет, все говорили: «О, почта себя изжила». Но ведь нет: почта была, есть и будет всегда. И работники на почте очень хорошие, очень трудолюбивые, очень сознательные.

— Ну, в отделениях-то иногда очень резкие дамы работают...
— Нельзя все неприятности сваливать только на работников почты. Дело в том, что иногда начинаешь сравнивать: люди приходят в больницу, в банки, но там никогда никто не возмущается. Но если мы пришли на почту, мы почему-то считаем для себя позволительным оскорбить оператора, накричать на него. А у оператора объем работы тоже очень большой. Поэтому иногда и не сдерживаются.