Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

Борис Ельцин
27 ноября 2015, 14:10
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Портал 66.ru собрал десять самых ярких работ из галереи «Ельцин-центра», в которых отразились восторг, ужас и трепет российского общества в последнее десятилетие XX века.

В Екатеринбурге заработал Первый президентский центр Бориса Ельцина. После торжественной церемонии, участие в которой приняли первые лица государства, Владимир Путин и Дмитрий Медведев, бывшие лидеры стран СНГ, которые когда-то тесно работали с Борисом Ельциным, европейские и российские политики, бизнесмены, а также вся московская медиатусовка, центр открыл двери для всех желающих.

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

В главном атриуме БЦ «Демидов» появились столы с шахматными досками, по музею Бориса Ельцина организованными группами передвигаются школьники, первые посетители осматривают бронированный президентский ЗИЛ.

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х
Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

Большая часть пространства бизнес-центра пока пустует. Магазин «Пиотровский» уже начал свою работу, но пока не успел привлечь много покупателей. Кафе, в котором обещают готовить блюда по рецептам вдовы первого российского президента Бориса Ельцина, пока не работает.

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

Одним из первых открылось галерейное пространство центра, в котором сейчас проходит выставка живописи «90-е».

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

Все картины и работы, привезенные в Екатеринбург, — из частных собраний. Среди них — фонд культуры «Екатерина», Stella Art Foundation, коллекции Шалвы Бреуса, Дмитрия Коваленко и так далее. Почетными гостями выставки стали Наина Ельцина и Татьяна Юмашева. Специально для них за несколько часов до официального старта куратор Елена Селина провела экскурсию.

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

На выставку попали работы авторов, годы активной работы которых пришлись на 90-е. Выставка строится по хронологическому принципу. Каждый год (с 1990 по 1999) представляют несколько произведений. Каждое из них стало репликой на конкретные события, которые тогда происходили в стране. По сути — срезом эмоционального состояния российского общества (по многим картинам можно безошибочно определить, чем жила страна и чего боялась в тот или иной отрезок времени). Предлагаем десять самых лучших, на наш взгляд, работ.

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

Эрик Булатов — о гнетущем ощущении тревоги, которое сгустилось над Москвой в августе 1991 года. «Вид Москвы из Мадрида».

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

В начале 90-х Владислав Мамышев-Монро начал работу над серией «Политбюро», которая представляет собой разрисованные портреты партийных лидеров. Художник взял за основу легенду о том, что председатель Временного правительства Александр Керенский бежал из Зимнего дворца в женском платье.

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

«Путешествие в страну Бробдингнегов». Вдохновленный «Путешествиями Гулливера» Джонатана Свифта художник Анатолий Осмоловский в 1993 году отправился на улицы Москвы и устроил то, что сейчас мы бы назвали акционизмом. На глазах у прохожих он забрался на памятник Владимиру Маяковскому (этакий великан из произведения Свифта). Получилась работа о маленьком человеке, который бросает вызов инфернальной силе, заложенной в скульптуре-монстре.

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

«Заиндевелый орел» (из серии «Жизнь на снегу») Игоря Макаревича и Елены Елагиной, по замыслу авторов, символизирует стремление маленького человека выжить вопреки давлению государства. В работе использован настоящий снег. 1993 год.

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

Работа, посвященная военным действиям в Чечне. 1994 год.

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

Одна из самых ярких и многообещающих художниц 90-х — Людмила Горлова. Изначально «My Camp» — это серия плакатов о молодежной субкультуре.

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х
Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

Группа АЕС + F, «Исламский проект». Серия работ была создана еще в 1996 году. Тогда мысли художников о тотальной исламизации всего мира воспринимались как шутка. Спустя всего десять лет шутка начала сбываться.

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х
Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х
Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

Эта работа из года в год тиражируется в сувенирной продукции. Никто уже даже не помнит имени человека, который ее придумал. В своей работе Андрей Логвинов хотел показать пропасть между богатыми и бедными в России конца 90-х. «Жизнь удалась», 1997 год.

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

Борис Михайлов снимал бомжей в небольшом городке. Он старался сделать фото до того момента, когда человек замечает фотографа и начинает ему позировать. Серию фотографий Михайлов назвал «История болезни». 1998 год.

Свобода в парандже и горы красной икры. Блеск и нищета ельцинской эпохи глазами художников 90-х

Аристарх Чернышев и Владислав Ефимов были одними из первых в 90-е, кто стал делать интерактивные инсталляции. Если нажать на кнопку, художники на экране начинают себя пилить. Вернее — имитировать процесс отпиливания руки или, например, ноги, тем самым визуализируя метафору. «Сияющие протезы», фрагмент инсталляции 1998 года.

Другие работы смотрите в фоторепортаже Портала 66.ru. Выставка проработает до 27 марта.

90-е в Ельцин-центре
Константин Мельницкий, 66.ru

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU

Ирина Варкентин