Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Алексей Балабанов: «Никогда никто ни за кого денег не платил!». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

20 ноября 2015, 17:45
Портал 66.ru продолжает публиковать главы из неизданной книги «Истории Свердловского рок-клуба», в которую вошли интервью с героями одноименного документального фильма Олега Раковича и Александра Рожкова. Тексты (по сути расшифровки видеоинтервью) приводятся дословно и без редактуры.

В новой серии — известный режиссер, обладатель премии «Ника» за режиссерскую работу в картине «Про уродов и людей», двукратный призер кинофестиваля «Кинотавр» за картины «Брат» и «Война» Алексей Балабанов.

— Алексей, ты первый кинорежиссер, который по-настоящему, на 35 миллиметров, с синхронным звуком снимал еще в 80-х годах свердловских рокеров как героев, не как эпизод. Собственно говоря, а почему?
— Ну, во-первых, музыка хорошая. Во-вторых, друзья мои, а в-третьих — кого мне было снимать тогда, без денег? Первый я фильм снял, по-моему, в 1985 году. Или в 1984-м. Я забыл уже. Это когда Ален Делон не пьет одеколон, тогда было. Это в каком альбоме, не помню… «Невидимка»! Это первый. «Разлука» позже был, уже дружили, сильно. Уже в Челябинск ездили вместе. А второй фильм в 1986-м как раз был, это уже «Разлука» была. А так, в принципе, общались всё время. Славка приезжал, песни пел. Я, в принципе-то, дружил с Егоркой (Белкиным) да со Славой (Бутусовым). С остальными общался просто. Потом уже, позже с Самойловыми подружился. Но это позже было, не в ранних 80-х. А со Славкой как раз после «Невидимки», он согласился сниматься тогда… Любительские фильмы мои — ты не видел, что ли, любительских фильмов? «У меня нет друга»?

— На 35 миллиметров. Там снимались все — Слава, Дима (Умецкий) со своими утками и историей про горячую ванну, Егор, конечно.
— Ну это, «У меня нет друга» позже было. А первая… У меня два любительских фильма, оба — две части, оба — операторская работа, первый по «Невидимке» именно. Я тогда собрал кафе, пригласил людей, денег же не было, сказав, что будет петь «Наутилус». Песню. И полное кафе было народу, молодежи, все танцевали.

Я там эпизод огромный снял, без единого артиста. Все друзья. Фильм очень плохой, но так или иначе… Вот там как раз была «Ален Делон не пьет одеколон». Там много песен «Наутилуса» было. А большой фильм первый — это «Брат», когда Славка мне отдал свои песни, ну я ему пообещал клип снять на материалах. Ну и всё. То есть это без денег всё было. Там вообще без денег. Никогда никто ни за кого денег не платил. У нас всё было просто в этом плане.

Алексей Балабанов: «Никогда никто ни за кого денег не платил!». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

— Конкретно эта музыка в твоем кино — она же не украшение, ты брал энергетику…
— Ну конечно! Если б не было там энергетики, она бы мне не понравилась, я бы ее не взял. Я всегда беру ту музыку, которая, мне кажется, привносит в изображение нечто иное. Потому что картинка — это одно, а картинка с музыкой — это уже другое. Тут вопрос, очень часто режиссеры промахиваются в этом плане. Я пока не промахнулся, потому что я так… мне кажется, что не промахнулся, потому что субъективно всё, но, так или иначе, у меня музыка работает на изображение.

А так как мне нравится музыка друзей моих, то я, собственно говоря, с ними и работаю. Хотя я потом много… познакомился с питерскими музыкантами и, в общем, мне многие нравятся. Мне Витя Цой очень нравился. Я Сереже Бодрову в «Сестрах» посоветовал его музыку использовать, говорю, что она очень киношная. И это правда. И она работает там, в «Сестрах». Так же как и «До свиданья, малыш» Самойлова у него там, в финале, она очень хорошо там работает, у них тоже очень киношная музыка. И у Славки Бутусова тоже очень киношная музыка.

— Ты в школе играл на бас-гитаре в ансамбле…
— Конечно играл, это Женя Горенбург наврал, наверное. Нет, я на ритм-гитаре играл. Я пел и играл на гитаре.

Алексей Балабанов: «Никогда никто ни за кого денег не платил!». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

— Кино — это и сценарий, и музыка, и постановка, и прочее — оно живет долго. По музыкальным срезам твоих фильмов будут считать это время временем этой музыки — это правильно? Или это субъективно?
— Это субъективно, конечно! Потому что никто не знает… мой сын не знает… Ему 15 лет — и он не знал, что такое РСДРП, ну просто... Человек 9-й класс заканчивает. Поэтому люди не знают, когда, что и кто? Вон, девушка на кухне стоит, котлеты тебе жарит. Она не знает, кто такой Слава Бутусов. Она не знает, кто такой Шевчук, Настя Полева, она не знает просто. В принципе не знает. А ей лет 20, наверное. Поэтому это абсолютно неважно. И меня не будут знать, важно — интересно будет смотреть кино людям или неинтересно. А так как музыка работает с изображением вместе, то она понравится, и кто-то поинтересуется, сейчас компьютеры же есть, а кто написал музыку, если кому-то интересно станет… Но то, что знать не будут, это я даже не сомневаюсь — не будут знать.

Это мои знают, потому что… через меня. Лёня Фёдоров, вот спроси у моих сыновей, кто такой Лёня Фёдоров — да никто не знает. А гениальный же музыкант, на мой взгляд. А Валера Дидюля — какой гитарист хороший! Ты «Кочегара» смотрел? Там Валерина музыка в основном…

Алексей Балабанов: «Никогда никто ни за кого денег не платил!». Публикуем интервью из книги о Свердловском рок-клубе

— Понятно, ты сам что-то сказать хочешь…
— Ничего я не хочу! Я хочу сказать, что ребята очень хорошие, друзья мои. Вот и всё. Очень много времени проводили у меня дома. У меня своя квартира была в Свердловске. Московская, 58. Там пивной ларек был внизу разливной. Мы с Егоркой пиво ходили пить. Брали пару банок — и шли ко мне. Поднимались просто — рядом... Ты у него спросишь — он тебе расскажет больше…

— Подожди, очень важно, есть люди, которые ничего уже не расскажут. Ты общался с Ильёй, с Кормильцевым?
— С Илюшей? Общался, конечно. Илюша — поэт, причем большой поэт. Был. Я вот сегодня как раз вспоминал «Я снимаю вечернее платье, стоя лицом к стене» — ну, поэт. Он Славе очень много дал. При этом очень скромный человек и никуда не совался. Просто хороший человек был. Я с ним мало общался, потому что вина он не пил, так, публично. А так — не знаю. Он жил своей жизнью, в основном стихи писал, не только ведь он писал тексты к песням — он еще и стихи писал…

В публикации использованы материалы проекта «Истории Свердовского рок-клуба», авторы — Олег Ракович и Александр Рожков, продюсеры — Евгений Горенбург и Владимир Шахрин, 2011–2015 гг.