Сегодня в стеклянной студии Портала 66.ru побывали участники группы BrainStorm: вокалист Ренарс Кауперс, гитарист Янис Юбалтс и мультиинструменталист Марис Михельсонс. Вечером музыканты сыграют концерт в «Телеклубе»: поклонников ждут любимые хиты и новые песни с последнего альбома 7 Steps of Fresh Air. Перед выступлением группа заехала к нам в гости, чтобы поделиться впечатлениями от Екатеринбурга и рассказать, чем европейская публика отличается от российской.
— Знаю, что вчера вы посетили хоккейный матч «Автомобилист» — «Динамо Рига», и ваша команда, к нашему сожалению, победила. Как вам игра?
Янис: — Игра была хорошая, в начале казалось, что ваша команда выигрывает, но все-таки наши взяли верх.
Ренарс: — Я думаю, каждому болельщику приятно, когда идет такая напряженная игра и до последнего не знаешь, кто победит, но в итоге выигрывает твоя команда. Было очень приятно, и после игры мы поздравили наших хоккеистов в раздевалке.
Янис: — Мы из маленького государства, и это большой плюс — все друг друга знают: и артисты, и музыканты, и спортсмены. Все мы общаемся и всегда ходим друг к другу на мероприятия.
Ренарс: — Вообще, когда мы находимся за границей и слышим латышский язык, то всегда можем подойти к согражданам и поговорить с ними по-дружески.
Янис Юбалтс |
— Часто у вас получается выбираться куда-то, особенно во время тура? Бывает свободное время?
Янис: — Конечно, если есть возможность, ходим в кино, театр, гуляем в парке, бывает, в спортивном зале проводим время. В Санкт-Петербурге однажды были в церкви, нам дали позвонить в колокола — было круто.
Марис: — Или находим родственников. Я пару дней назад в Челябинске впервые встретил брата моей бабушки. У меня много родственников в России, всегда интересно встретиться с людьми, которые тебе родные, но ты их никогда не видел.
Янис: — У многих латышей есть родственники в России, потому что в 1940-х годах из Латвии отправляли в ссылку на Урал и в Сибирь многих людей. Вчера на матче встретили болельщиков из Риги, которые приехали на хоккей и отыскали еще и могилы своих предков — где-то в степи, за Омском. Ехали туда, где нет дороги, но нашли то, что искали. Конечно, если бы мы сидели дома и не ездили по миру, не знали бы таких интересных историй и не встречали бы столько людей.
— В этом туре вы объедете всю Россию — до Владивостока? Сколько городов посетите?
Янис: — Десять городов, но так далеко мы еще не добирались, хотя очень хочется. Тем более что многие говорят, что Прибалтика и Дальний Восток похожи: и море как Рижское — только рулить с другой стороны, и люди такие же — только живут на границе с другими странами.
Марис Михельсонс |
— Вы в Екатеринбурге не в первый раз, гуляли уже по городу? Что понравилось у нас?
Янис: — Да, мы здесь в пятый раз. Помню, впервые приезжали, выступали на Дне города — у памятника Ленину (площадь 1905 года, — прим. ред.), и на три километра вокруг не продавали алкоголь, а людей было очень много. Я смотрю со сцены — и много куполов виднеется. Это меня удивило. И сейчас из вашей студии видно много церквей (начинает считать золотистые купола, которые заприметил, — прим. ред.).
Ренарс: — У вас красивый город, и первый раз здесь особенно запомнился, потому что играли с «Би-2», потом к нам на сцене присоединились «Чайф» и Найк Борзов. И получился такой маленький фестиваль — очень по-рок-н-ролльски.
Марис: — И еще познакомились с девушкой, которая заверяла нас, что является автором стихов, которые были в нашей песне. Конечно, это были не ее строчки, но мы ее запомнили.
— Если говорить о других рок-музыкантах, то с некоторыми вы уже сотрудничали — с теми же «Би-2». Есть планы на создание проекта еще с кем-нибудь? Например, с группами из Екатеринбурга — «Чайфом», «Смысловыми Галлюцинациями», «Чичериной»?
Ренарс: — Мы бы с удовольствием, мы очень открыты к сотрудничеству. Недавно встречались с Дэвидом Брауном из группы Brazaville, возможно, что-то с ним запишем. Никогда не знаешь, как может возникнуть сотрудничество, все это бывает спонтанно, но пока с екатеринбургскими командами нет переговоров.
Ренарс Кауперс |
— Прочитала репортаж с московского концерта, где поклонники придумали для вас два флешмоба, выглядело очень необычно и круто. Что ждете от сегодняшнего выступления в «Телеклубе» и от екатеринбургских поклонников?
Ренарс: — Флешмобы — это всегда неожиданно и очень приятно. В Москве зрители сначала подняли диски на песне «Гори, гори ясно» и сверкали ими, а потом, на последнем треке «На заре», подняли наши фотографии из молодости. Я даже не представляю, как они это все придумали и исполнили, очень круто получилось.
Марис: — Флешмобы — это всегда сюрприз, никогда не знаем, чего ожидать, поэтому приятно вдвойне.
— Вы объездили с концертами полмира, можете сказать, чем публика, например, европейская отличается от российской? Везде по-разному принимают?
Ренарс: — Конечно, у людей разный менталитет, и это видно на концертах. В южных странах — Испании, Италии — публика быстро раскачивается и сразу начинает подпевать, танцевать. В России — так же. А вот в Финляндии, наоборот, все очень спокойно — как будто зрители и музыканты вообще в разных измерениях находятся, но собрались в одном здании. Это меня очень удивило, ведь Финляндия — это страна метала (имеет в виду, что там много метал-групп: например, The 69 Eyes, Apocalyptica, Lordi, HIM, — прим. ред.), а люди такие спокойные.
Янис: — В Китае публика очень интересная. Они быстро-быстро хлопают после песен и тут же ждут следующий трек. Тоже забавно.
— Не могу не затронуть тему, которую сейчас обсуждает весь мир: теракт в Париже, потрясший всех. Вы постоянно гастролируете по Европе, не страшно теперь ехать в ту же Францию или вообще собирать толпы людей в одном месте? Или вы, наоборот, считаете, что музыка может и должна объединить людей сейчас?
Ренарс: — То, что произошло, — конечно, страшно. Из-за трагедии многие музыканты (U2, Foo Fighters, Marilyn Manson) отменили концерты в Париже, но радует, что артисты, которые были далеко от Франции, все-таки не стали отменять выступлений, собрали вокруг себя людей и дали им понять, что мы можем быть вместе, что добро еще может победить зло.
Мы давали концерт 14 ноября в Москве — сразу после теракта; провели минуту молчания, посвятили песню Colder погибшим. В такие моменты даже свои песни переосмысливаешь. Та же «Гори, гори ясно»: в ней такие простые слова, но они важны именно в этот момент, именно в сегодняшнем контексте.
Гори, гори ясно,
Пусть нам твердят, что светить напрасно,
Но в мире без света
Никакого, друг, толка нету.
Мы верим, что свет должен победить тьму, что добра в мире больше, чем зла. И вы правильно сказали: музыка должна объединять. Ведь она вдохновляет: бывает, одной песни достаточно, чтобы успокоиться и почувствовать силы.
— В прошлом году было много новостей о том, что российским артистам запрещают въезд в Латвию. Как по-вашему, должна ли музыка быть вне политики? Или это смотря в какой ситуации?
Ренарс: — Хочется сказать: прежде всего все мы люди, неважно, что там у политиков, никто не может нам запретить дружить, общаться. Мне нравится высказывание одного латышского поэта: «Важно не время, важен человек».
У нас есть музыка, культура, спорт — то, что может нас объединить, и это надо развивать. К нам на концерты ходят разные люди: разных национальностей, возрастов, религиозных взглядов, но всех объединяет музыка, и это хорошо, это правильно.
Видео: Prāta Vētra / BrainStorm. Благодарим за организацию интервью Tele Club Touring