Полпред президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских написал авторскую колонку для газеты «Известия». В ней чиновник рассуждает о ситуации на российском рынке труда. Холманских апеллирует к статистике Минтруда, согласно которой в списке наиболее востребованные профессии — инженерные, в то время как половина официально зарегистрированных безработных имеют высшее экономическое или юридическое образование.
При этом полпред подчеркивает, что в последние годы число старшеклассников примерно равно числу студентов-первокурсников, и часто абитуриенты, выбирая профессию, не задумываются о своем будущем.
— Огромное большинство родителей нынешних школьников считают, что получить высшее образование их чаду совершенно необходимо — любое, какое угодно, какое получится. Где деточка с этим образованием будет работать — потом решим. Результат такого подхода виден невооруженным глазом. Рынок образования реагирует на потребности потребителя: хочешь учиться на экономиста-юриста-пиарщика — вот тебе счет для перечисления денег, учись, пожалуйста.
Холманских беспокоит тот факт, что зачастую в вузы поступают троечники, набравшие на ЕГЭ 59 баллов. «Сколько из них, недоучившись или кое-как получив дипломы, находят себе работу, мягко говоря, не по профилю? Менеджерами торговых залов в супермаркетах, например? Сколько не могут найти себе никакой работы?» — задается вопросами полпред.
У Игоря Рюриковича есть решение проблемы. Во-первых, он предлагает стимулировать выпускников школ к тому, чтобы при поступлении в институты они выбирали естественнонаучные и технические специальности.
— Для этого предлагаю сделать обязательным ЕГЭ по физике. Да, дополнительно к трем уже существующим обязательным экзаменам. Да, усложняя последний год учебы в школе. Да, для всех, в том числе и для тех, кто уже показал выдающиеся результаты в обучении истории, обществознанию и любым другим предметам. Нет на свете человека, которому было бы бесполезно знать и помнить закон Гука, будь он трижды юрист.
Госслужащий пишет, что «люди его поколения» сдавали гораздо больше обязательных выпускных экзаменов, «и никому не казалось, что дети прилагают чрезмерные усилия».
Во-вторых, полпред предлагает ужесточить отбор при поступлении в вузы. «В конце советского периода в среднем поступал с первого раза лишь один из четырех абитуриентов», — вспоминает Игорь Холманских. По его мнению, конкурс на престижные специальности, как и в советское время, должен составлять примерно 7–9 человек на место.