Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ландшафтный дизайн по-уральски. На Белоярке черные копатели разрабатывают огромный карьер в лесу рядом с садами

22 июля 2015, 12:00
Ландшафтный дизайн по-уральски. На Белоярке черные копатели разрабатывают огромный карьер в лесу рядом с садами
Фото: Евгений Лобанов; 66.RU
Несколько лет дачники враждуют с добытчиками щебня, раскопавшими нелегальный карьер и разбившими своей техникой проселочную дорогу. Побеждает дружба.

В Белоярском районе садоводы устроили настоящую войну с нелегальными добытчиками щебня. И хотя полной победы одержать не удалось, в целом, дачники выиграли в этой битве. По крайней мере, по очкам.

К нам в редакцию обратился читатель, не желающий афишировать свое имя. Назовем его Дмитрием. Он рассказал: дачники из коллективного сада «Строитель», что находится неподалеку от 41-го километра Каменского тракта, уже который год спорят с добытчиками щебня, вырывшими неподалеку целый карьер и теперь постоянно гоняющими туда самосвалы. Здесь интересы садоводов и пересеклись с тягой ловких дельцов к халявному дорожному материалу.

Дело в том, что до карьера можно доехать только по грунтовой дороге, которую дачники «Строителя» привыкли считать своей. Груженные щебнем самосвалы быстро привели и без того не самую лучшую дорогу в состояние, когда по ней мог проехать только полноприводной внедорожник и то не всегда. Дмитрий, правда, уточнил, что неизвестные добытчики в последнее время поумерили активность и даже отсыпали неправедно добытым щебнем ту самую проселочную дорогу, но все же просил нас разобраться — по какому праву и доколе. Разобрались, рассказываем по порядку.

Ландшафтный карьер

Свернув с Каменского тракта на дорогу, из-за которой разгорелся конфликт, мы встретили пару самосвалов, весело громыхающих щебнем. Добравшись до места добычи этого щебня, встретили там несколько крепких, но интеллигентных мужчин на иномарках и экскаватор с экскаваторщиком.

Ландшафтный дизайн по-уральски. На Белоярке черные копатели разрабатывают огромный карьер в лесу рядом с садами

Вот такой карьер стоит посреди леса. Довольно большой — около 250 метров в длину, порядка 50 в ширину, а в глубину кое-где достигает семи метров.

Чтобы оценить масштаб проводимых здесь работ, мы взглянули на карьер с высоты птичьего полета.

Мужчины очень не хотели попадать в кадр, но от беседы не отказались и съемке не препятствовали. Они быстро позвонили экскаваторщику, велели ему бросать технику и не светиться перед камерами. А заодно развернули подъехавший к карьеру самосвал и отправили его обратно.

Нам же заявили, что тут в общем-то не карьер. Просто ямы. А сами они подрядчики. Их нанял некий Эдуард Сергеевич (фамилию не знают). У него, якобы, даже есть документы, разрешающие именно здесь "заняться ландшафтным дизайном" (нам эти бумаги, естественно, не показывали). Вот они, мол, и занимаются.

Ландшафтный дизайн по-уральски. На Белоярке черные копатели разрабатывают огромный карьер в лесу рядом с садами

Ландшафтный дизайн по-уральски. Стиль: суровый минимализм.

По версии «ландшафтных дизайнеров», выше обозначенный Эдуард Сергеевич хочет облагородить это место. Мужчины уверяют — этот самопроизвольный карьер появился тут еще в 2010 году, и раскопали его какие-то неизвестные. И вообще тут не щебень и не скала, а скальный грунт — и это, говорят они, совсем другое дело.

Ландшафтный дизайн по-уральски. На Белоярке черные копатели разрабатывают огромный карьер в лесу рядом с садами

Чем этот «скальный грунт» отличается от скалы, мне как непрофессионалу не понятно.

А они не собираются раскапывать тут карьер. Наоборот. намерены привезти сюда плодородную землю, на которой вырастут деревья, и даже появится небольшой пруд. Все для того, чтобы здесь играли дети. А самосвалы, которые мы видели, как раз поехали отсыпать щебнем дорогу, чтобы садоводы были довольны и не жаловались.

Пока мы снимали карьер, который не карьер, вежливые мужчины с иномарками испарились. Даже экскаваторщик растворился в неизвестности. И только одиноко стоящий экскаватор грустил посреди развороченных недр земли.

Правда на обратном пути мы заметили в придорожных кустах лежку самосвалов — примерно пять тяжелых машины отдыхали неподалеку от карьера. Видимо ждали, пока посторонние со своими камерами уедут.

Ландшафтный дизайн по-уральски. На Белоярке черные копатели разрабатывают огромный карьер в лесу рядом с садами

Самосвал спит — работа стоит.

История конфликта со счастливым концом

Развернутую версию этого противостояния садоводов и щебенковозов нам рассказал Николай Иванович, полковник запаса и руководитель сада «Строитель». Войну с любителями покопать щебень на халяву он вел несколько лет. Говорит, что раньше на легковушке проехать до сада действительно было нереально. Тяжелая техника разбила ее в усмерть.

Со слов Николая Ивановича, единой группы, которая «держала» карьер, нет. В разное время за щебнем сюда ездили самые разные люди. Славянской, восточной, кавказской и даже азиатской внешности. Днем и ночью. На колесных грузовиках и на тяжелой гусенечной технике, после которой на многострадальной проселочной дороге вязли даже самосвалы.

Ландшафтный дизайн по-уральски. На Белоярке черные копатели разрабатывают огромный карьер в лесу рядом с садами

Так выглядит участок дороги, по которой ходят только самосвалы, подъезжая к карьеру. Недавно таким был весь путь от трассы до сада «Строитель». После дождя по такому «тракту» может проехать только что-то совсем бездорожное. И то не факт.

Садоводы с ловцами щебня и халявы активно боролись. Писали запросы в полицию и прокуратуру. Фотографировали машины и переписывали номера, рассылая полученные данные по всем инстанциям. Николай Иванович говорит, что результатами этой войны стали два уголовных дела, заведенных на черных копателей в 2012 и 2013 годах. Однажды полицейские, в очередной раз прибывшие по вызову садоводов, даже арестовали 17 грузовиков, вывозивших щебень с этого злосчастного карьера. Но дальше дела не пошли, в тюрьму, вроде бы, никто не сел.

Сложность ситуации в том, что сад «Строитель» находится в Сысертском районе нашей области, а проселочная дорога и карьер - в Белоярском. То есть юридически они к саду не относится, и прав на дорогу и карьер садоводы не имеют.

А "прижать" черных копателей и вовсе нереально — это сплошь и рядом одиночки или небольшие группы товарищей, решивших срубить быстрых денег. Крайнего не найти. Новые группы таких копателей на карьере появляются каждый год. Переловить всех очень трудно.

Ландшафтный дизайн по-уральски. На Белоярке черные копатели разрабатывают огромный карьер в лесу рядом с садами

А так выглядит дорога, которую по требованию дачников отсыпали добытчики щебня. Очень неплохой проселок — наша Skoda Octavia, например, ни разу не шоркнулась своим низким брюхом.

В итоге садоводы под предводительством Николая Ивановича приняли соломоново решение. Они просто договорились с наиболее вменяемыми добытчиками щебня, что те будут не только вывозить щебень с картера, но и отсыпать им спорную дорогу. Взамен дачники перестали писать заявления в полицию и чинить другие препятствия выемке щебня из этого карьера. Миру — мир. И подвески машин садоводов целее, и кошельки щебенковозов толще.

Куда едет щебень

Вникая в суть конфликта, мы задались вопросом — а чем, собственно, так хорош именно этот источник щебня? Почему черные копатели так упорно ползут за ним именно сюда? Не малахит же они здесь добывают.

Ответ оказался довольно прост. По словам садоводов, значительная часть щебня оседает не так уж далеко от карьера. Вернувшись по отсыпанной грунтовке, пересекаем Каменский тракт, проезжаем пару километров по разбитой дороге (опять же покрытой щебнем) и упираемся в строящийся контрольно-пропускной пункт, по виду напоминающий пограничный. Здесь вовсю идет строительство коттеджного поселка Александрия.

Ландшафтный дизайн по-уральски. На Белоярке черные копатели разрабатывают огромный карьер в лесу рядом с садами

Такому КПП многие пограничные посты могут позавидовать.

Ландшафтный дизайн по-уральски. На Белоярке черные копатели разрабатывают огромный карьер в лесу рядом с садами

На подъезде к КПП мы видим грейдер, мерно укатывающий недавно отсыпанный щебень. Кстати, описанная выше лежка самосвалов находится менее чем в полукилометре от места, где сделано это фото. А еще через километр находится тот самый карьер, где мы встретились с «ландшафтными дизайнерами».

К участкам, где будут стоять новые дома, уже во всю подводят дороги — не асфальтированные, а все из того же щебня.

Ландшафтный дизайн по-уральски. На Белоярке черные копатели разрабатывают огромный карьер в лесу рядом с садами

Этот тупик — окончание одной из улиц будущего коттеджного поселка.

Ландшафтный дизайн по-уральски. На Белоярке черные копатели разрабатывают огромный карьер в лесу рядом с садами

Домов тут пока нет, но участки уже разграничены. Видимо, старта строительства ждать недолго.

А что? Объект большой, возить сюда полезный материал для строительства дорог можно долго и выгодно. Чем искать официальный источник щебня, тащить его издалека, проще нанять пару машин, привезти экскаватор. Если что, так и перевозить тяжелую технику далеко не надо — пару километров по щебенке, и ты на новом объекте. Не на карьере работаешь, а коттеджи строишь.

Впрочем, утверждать мы этого не можем — по словам тех же садоводов, самосвалы с карьера ездят не только в Александрию. Коттеджных поселков на Каменском тракте не мало, да и коллективных садов тоже.

Получается вполне выгодная схема для всех. Одни получают отсыпанные щебнем дороги по дешевке, вторые имеют свой бизнес по добыче и доставке материала для этих дорог, третьи (садоводы) выбивают себе нормальный проселок просто за то, что не мешают вторым и не тревожат полицию. Гармония и порядок.

Интересно только одно: сколько законов, правил и требований по охране природы и работе с ее недрами нарушили черные копатели? Но поскольку все довольны — никто не пишет заявления в полицию. А потому карьера как бы и нет.

Фото и видео: Евгений Лобанов; Влад Булатов; 66.RU