Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Родина признала». 80 ветеранов Чечни и Афгана впервые пройдут парадным строем в День Победы

7 мая 2015, 07:50
«Родина признала». 80 ветеранов Чечни и Афгана впервые пройдут парадным строем в День Победы
Фото: Евгений Лобанов; 66.RU
9 мая вслед за ветеранами Великой Отечественной войны проследует парадная «коробка» участников локальных войн.

Генеральная репетиция парада Победы началась, как и предыдущие тренировки, около 22:00. Технику и людей на улицу Ленина вывели загодя. Как ни странно, но народу, желающего поглазеть на парад до парада, не убавилось, несмотря на то что это уже третья репетиция на проспекте Ленина. В толпе хватает «ветеранов», побывавших уже на трех тренировках и теперь раздающих налево и направо ценные советы окружающим по комфортному размещению в толпе зевак.

Ключевых отличий генеральной репетиции от остальных было три.

Во-первых, это была самая короткая репетиция. Начали в 22:00, сделали один прогон для людей и техники и всё — по домам и казармам. Многие зрители разочарованно ждали продолжения банкета, грустно глядя вслед удаляющимся танкам. Но те не вернулись.

Кстати, на башнях Т34–85 появились надписи, которые обычно рисовали на них советские танкисты Великой Отечественной.

Технику вообще всячески принарядили — смотрится вполне парадно.

Во-вторых, в этот раз организаторы парада добавили к чеканному шагу солдат, реву моторов и лязгу гусениц грохот пушек.

Прямо на Плотинку перед началом парада солдаты-артиллеристы выкатили вручную несколько орудий (дивизионных 76-миллиметровых пушек ЗИС-3, которые активно использовались Красной армией всю Великую Отечественную).

На вопросы зевак артиллеристы не отвечали, поэтому толпа не знала, во сколько ждать большой бабах.

В результате дружный артиллерийский залп стал полной неожиданностью для зрителей. Большинству этот сюрприз понравился, хотя первое время после пальбы над Плотинкой стоял исключительно мат — видимо, от переизбытка чувств.

Третье отличие — все участники парада Победы на этот раз сами были полностью при параде.

Даже те, кому положено сидеть в кабинах, были одеты торжественно, на груди имели медали и знаки отличия.

Что уж говорить о тех, кто шел в парадных «коробках» — сплошной блеск золотого шитья и аксельбантов.

На фоне построений военных, курсантов, эмчеэсовцев и силовиков выделялась очень необычная «коробка». Стояла она отдельно, а форма, в которую были облачены ее участники, издалека казалась совсем не парадной.

Подойдя поближе и присмотревшись, можно догадаться, что это за люди. В основном тут мужчины в возрасте под 50, но есть и помоложе. На груди у большинства множество знаков отличия, орденов и медалей — еще советских. А необычная форма светло-бурого цвета — «песочка», которую еще называли «афганкой».

На «песочках» вот такой шеврон.

Парадный расчет ветеранов локальных войн, большинство из которых — воины-афганцы и участники боевых действий в Чеченской республике. Этот парад Победы будет первым, когда они выйдут на площадь 1905 года и пройдут по ней торжественным маршем вместе с ветеранами Великой Отечественной. Они и выходят вслед за колонной УАЗов, на которой повезут тех, кто победил в далеком 1945 году.

В этом строю каждый может рассказать столько историй, что авторам боевиков хватило бы на десяток сценариев.

Этого мужчину зовут Сергей. Сам он не очень разговорчив, но товарищи рассказали, что в Афгане он был бойцом спецназа ГРУ. И там навоевал среди прочего на орден Боевого Красного Знамени — это очень уважаемая советская награда, которая полагалась только за исключительные боевые заслуги. И нашла она своего героя только спустя 19 лет.

Михаил Тупоногов, ветеран войны в Афганистане:
— Я служил с весны 1985 г. В октябре того же года после учебки в Фергане попал в Афганистан. Из Афгана я вернулся 9 мая 1987 года, так что это дата двойная. Служил в 345-м Гвардейском отдельном парашютно-десантном полку. «9-ю роту» смотрели? Ну вот это про нас — эта рота из нашего полка. Отличный полк — по числу героев Советского Союза второго такого полка на той войне не было. Там до старшины дослужился. Пулеметчик, почти весь срок в обнимку с ПК (пулемет Калашникова, — прим. ред.).
Получил две контузии, переболел там желтухой и малярией. Пожалуй, только в медсанбате и отдыхал — всё остальное время на боевых. На базу возвращались, чтобы боекомплект пополнить, переснарядиться — и снова в рейд по горам. Бывали короткие зачистки «зеленки» — это на день или два. А максимум — полтора месяца ходили по горам в отрыве от базы. Когда уже вернулся оттуда и здесь в училище поступал, мне пришла характеристика, в которой говорилось: «Принимал участие в 25 боевых операциях».
Медаль «За отвагу» получил в 1985 году. Был там один горный массив, мы его называли Крест — там схлестнулись с наемниками. Они нас сбросить хотели в ущелье, но не получилось. Почти месяц там простояли. Тяжелые бои были, наших раненых много — кто-то ногу потерял, кого-то осколками посекло. За ту операцию нам на полк 286 наград пришло. За тот бой шесть представлений на звание Героя Советского Союза было, дали, правда, только одного.
Приятно, конечно, что Родина хоть и с большим трудом, но все же нас признала. Ветеранское движение — это опыт, которым мы готовы делиться. Посмотрите, ведь это та гвардия, которая воевала, и хорошо воевала. И традиции у нас сильны. Династии целые есть. У меня два деда погибли в Великую Отечественную: один под Смоленском без вести пропал, второй в 1943 г. умер от ран, до сих пор ищу его, найти не могу. А до них прадед мой в Порт-Артуре воевал. Так что для меня это честь, семейная традиция.

Сейчас ветераны Чечни и Афганистана — взрослые мужчины, у большинства уже свои дети, у многих внуки. И живут они гражданской жизнью. Но к репетициям парада подошли серьезно — участвовали во всех тренировках.

В одном строю вместе бывшие рядовые и прапорщики, сержанты и офицеры. Никто своими званиями не кичится — если назначен главный в «коробке», то ему все и подчиняются. И неважно, что кто-то может быть старше по званию. Афганцы говорят, такая привычка осталась еще с войны, когда часто бывало так, что только прибывший из училища молодой лейтенант сам волей-неволей слушался старослужащих солдат. Просто потому что они провели больше времени на войне и знали о ней больше. Так что на званиях эти люди особо не зацикливаются.

Это ветераны 345-го Гвардейского отдельного парашютно-десантного полка. Вместе служили в Афгане, вместе будут маршировать на параде Победы.

В парадную «коробку» попал далеко не каждый ветеран локальных конфликтов, проживающий на территории Свердловской области. Сначала собрали желающих, потом отсеяли тех, кто по физическому состоянию не годился. Затем провели отбор по навыкам строевой подготовки. В итоге получилась «коробка» чуть меньше принятого парадного расчета — 9 на 9 вместо 10 на 10. Но ветераны локальных войн не унывают и надеются, что в дальнейшем смогут увеличить свои ряды.