В семьдесят восьмую школу на Эльмаше попасть можно только по назначению врача. Все ученики здесь страдают от плохого зрения — проблемы от косоглазия до полной слепоты. Казалось бы, в коридорах должно быть тихо и напряженно. Но нет, как и везде, во время перемены носятся неугомонные дети, а накануне Дня всех влюбленных закатили праздник с тортом, плясками и пеньем под барабаны.
Повод для гуляний весомый. Совсем скоро в школе открытие нового диагностического кабинета: для детей привезут современное офтальмологические оборудование. У спецшколы не было денег на такой проект (общая стоимость 620 тысяч рублей), всю сумму собрали благотворители. Наши друзья и партнеры из благотворительного фонда «Общество Малышева 73» помогли приобрести нужные для поддержания детского здоровья аппараты. А мы в свою очередь с гордостью рассказываем о добрых делах.
Илья Клюжин, предcтавитель фонда «Общество Малышева 73»:
— Всегда есть кому помочь. Мы уже не в первый раз помогаем коррекционным школам. В декабре к нам обратилась 78-я школа с просьбой помочь закупить оборудование для кабинета диагностирования. Мы добавили необходимую сумму. Хорошо, что такой проект состоялся.
|
---|
В отличие от обычной школы, дети здесь учатся 12 лет. Образовательные программы точно такие же, но растянуты для более щадящего режима. |
— Я грешным делом думаю: не было бы счастья, да несчастье помогло, — делится со мной за кулисами бабушка одной из учениц, Любовь Петровна. Они с внучкой живут на Ботанике, добираться каждый день до школы нереально. Выход простой — оставить ночевать девочку в интернате.
— У нас один глазик уже не исправить, а другой нужно поддерживать на том же уровне. До этой школы лечились в одной платной поликлинике, но это было очень дорого. А здесь то же самое, но бесплатно. Тем более что поддерживается режим. Для таких деток он очень важен, из-за проблем со зрением идет дополнительная нагрузка на мозг.
Бабушка советует посмотреть танец «Стиляги» и убегает к своим — ее внучке скоро выходить на сцену.
|
---|
После занятий дети ходят на кружки: гандбол, дзюдо, пение, танцы. В гандбол играют по-особому. Всем завязывают глаза и дают в руки шумный мяч (в нем звенящий наполнитель). Еще есть «уроки добра» — с учениками на разные темы беседует отец Владимир. |
Специально для концерта столовую преобразовали в актовый зал. На первых рядах сидят самые маленькие вместе с завучем. Ребята постарше наблюдают из коридора. Между номерами на импровизированную сцену вызывают благотворителей и спонсоров. Все лавры сегодня — им. Кажется, что аплодисменты и зрительское восторженное «вууу» здесь особенно громкие.
После поедания праздничного торта (и одновременно Спанч Боба) мы с директором идем в учительскую. Спрашиваю, какие есть проблемы в школе, а она не жалуется, а начинает с того, что добрых людей много. Объясняет, что часто звонят незнакомые организации и предлагают помощь. Во время разговора руки ее дрожат — сегодня собралось много прессы и такое внимание непривычно.
|
---|
Наталья Новоселова на должности директора четвертый год. До этого восемнадцать лет проработала завучем в школе для детей с умственной отсталостью. Выросла на Дальнем Востоке в семье военного и вслед за родителями перебралась в Свердловск. |
— Удается ученикам значительно улучшить зрение?
— Чтобы значительно, я не помню. Я, конечно, недолго работаю здесь. Если только операцию сделать. Мы делаем что можем — учим, лечим. У воспитанников интерната (почти половина учеников, примерно 100 человек, — прим. ред.) очень хорошее пятиразовое питание, бесплатное, естественно.
— Чтобы работать у вас, нужно иметь специальное образование?
— Необязательно. Есть дефектологи, как я, и есть просто учителя. Например, учитель математики или технологии. Но они в свое время проходят курсы повышения квалификации для работы с особыми детьми. С учителями проблем нет, все вакансии закрыты. По сути разница с обычной школой — в необходимости проводить офтальмологические разминки и другой программой.
— Благотворители говорят, что кризис существует в головах, а на деле его нет. Знаю, что вы не смогли закупить нужное украинское оборудование из-за политических проблем. Вы как ощущаете? Стало ли людям сейчас сложнее помогать?
— На удивление, проблем не ощущаем. Регулярно звонят люди, которые просто слышали о нас, и спрашивают: «Чем вам помочь?» Мы сразу отвечаем: «На какую сумму можно мечтать?» И набрасываем запрос, например, на новые стеклообои, краску, линолеум... Конечно, нет предела совершенству. Потихонечку улучшаем что можем.
— А чем ваши ученики отличаются от учеников в обычной школе?
— Когда я шла в эту школу, мне говорили, что дети слабовидящие и слепые, они, наверное, и ходят тихонечко. Ничего подобного! Обычная школа. Они носятся как ненормальные!
Фото и видео: Антон Буценко для 66.ru