Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Недоступная среда: в министерстве соцполитики и больницах инвалидов не ждут

5 февраля 2015, 17:40
За три часа журналисты Портала 66.ru вместе с инвалидами проехались по четырем стоянкам Екатеринбурга. Только одна из них оказалась сделана по всем нормам.

Сегодня представители «Общественного народного фронта» вместе с сотрудниками городской ГИБДД и инвалидами проехались по Екатеринбургу, чтобы понять, насколько доступна окружающая среда для людей с ограниченными возможностями. Может быть, утро среды не самое лучшее время для проведения такой проверки и лучше бы все это сделать в выходные, но выбирать нам пока не приходится.

В нашей команде два инвалида: Анастасия и Евгений. Оба они работают в МЧС Свердловской области. Их инвалидность — приобретенная, но говорить о том, как они ее получили, ни Настя, ни Женя особо не хотят. Да и неважно.

Евгений сначала тоже был инвалидом-колясочником. Врачи не верили, что у него есть другое будущее, но ему удалось победить, и теперь он передвигается на костылях.

Из штаба ОНФ на Хохрякова, 9 первым делом мы отправились к зданию администрации Екатеринбурга. Припарковаться там не стало проблемой — чиновники озаботились и организовали все необходимые условия для людей с ограниченными возможностями.

Парковка у администрации города идеальна во всех отношениях. Претензий нет.

Лишь одна машина без знака «человечек в коляске» стояла на местах для инвалидов. Но как рассказала представитель ГИБДД Екатерина Шестакова, которая с нами отправилась на проверку, «днем все места будут заняты».

— А нет такого, что ДПС едет и видит, что обычные люди припаркованы на местах для инвалидов, — гневаются, останавливаются, выходят и штрафуют?
— Нет, как правило, штрафуем мы только в ходе рейдов. Просто так никто не останавливается. Чтобы выяснить, является ли автовладелец инвалидом, нужно пробить номер машины, позвонить ее хозяину, попросить его подойти к транспортному средству для предъявления документов. Это все очень долго.

Кстати, ручное управление ни капли не портит внутреннее убранство машины.

Пока мы ехали в следующую точку — министерство социальной политики Свердловской области на Большакова, 105, Евгений рассказал, что он часто сталкивается с тем, что места для инвалидов заняты простыми автомобилистами. По его словам, паркуются на этих местах ленивые и бескультурные люди.

— Иногда, когда я подъезжаю к торговому центру и рядом со мной паркуются здоровые люди, я делаю им замечание. В большинстве случаев извиняются и уезжают. Но бывают и такие моменты, когда автомобилисты начинают возмущаться: «А куда я должен ставить свою машину? Я только на пять минут! А если никто не приедет?».

— А дома как? Во дворе у вас есть свое место?
— Да, когда я переехал в новый дом, я пришел в ТСЖ и объяснил ситуацию. Мне сказали: приноси документы, все сделаем. В итоге мне выделили отдельное парковочное место, поставили знак, я еще свой приклеил — типа «место дорогое — 5 000 рублей». Никто не паркуется, все всё понимают.

— У Насти так же?
— Да, я помог ей собрать документы, чтобы сделать себе место. Правда, у нее жильцы домов противились этому. На форуме «Академического» одна соседка даже предложила ей «припарковаться, выйти из машины, достать коляску, сесть в нее и ехать куда надо».

Евгений говорит, что он иногда может встать и на обычное место, но для Насти это невозможно.

Тем временем мы подъехали к зданию минсоцполитики. Парковаться пришлось на дороге — оба места для инвалидов были заняты. При этом, как сразу сказали эксперты ОНФ, нарушений здесь тьма: нет разметки на парковке для людей с ограниченными возможностями, количество мест не соответствует нормам. Но это не главное.

Парковка у Минсоцполитики мало того что неудобная, так она еще и занята не инвалидами.

Валерий Басай, эксперт ОНФ:

— Даже если тебе повезло и ты припарковался на своем законном месте, чтобы попасть в здание министерства, тебе придется ехать метров 100 на коляске по проезжей части, чтобы подняться по пандусу.

Пока мы разбирались с нарушением стандартов парковки для инвалидов, сотрудники ГИБДД дозвонились до автовладельцев, припарковавших свои машины на непредназначенных для них местах.

Не прошло и пяти минут после звонка полицейских, как владелицы автотранспорта пришли к своим машинам.

Нарушительницами оказались две дамы. Одна из них решила не общаться с нами, заявив, что это нарушение «частной жизни», от камер она закрывалась бумажкой. Вторая женщина сразу призналась, что ей стыдно. Она назвалась Мариной и сказала, что работает в министерстве.

— Какой штраф за мое нарушение?
— Пять тысяч рублей.
— Блин, я столько даже не зарабатываю. Я же только одним колесом заехала!
— Ну, вы же видели знак?
— Видела, но встать больше было негде. Тут всегда ад с парковкой, особенно в методистские дни.

Одна из нарушительниц уверяет: парковаться у минсоцполитики негде. Поэтому она и заняла место, для нее не предназначенное.

Вместе с двумя нарушительницами мы поехали в городскую ГИБДД на Степана Разина. Там нам рассказали, что еженедельно сотрудники ведомства выписывают около 20 штрафов за парковку на местах для инвалидов.

Константин Евсеев, заместитель командира полка ДПС ГИБДД по Екатеринбургу:

— Считаю, что наказание в 5 000 — существенно для екатеринбуржцев. При средней зарплате 40 тысяч им приходится отдать 1/8 честно заработанных денег. Согласитесь, что средняя цена штрафов значительно ниже?

Подмерзнув на улице, прыгаем в машины и мчимся в Свердловский областной суд. Теперь нашим водителем оказалась Настя. Честно, увидев такую красотку за рулем, вы никогда не догадаетесь, что девушка — колясочник.

Когда Настя просит помощи у незнакомых людей, многие не понимают, что она инвалид. А когда видят коляску — пугаются.

— Многие не понимают, когда я прошу незнакомца достать из багажника коляску. Скорее всего, они думают про детскую коляску, но когда открывают багажник и видят инвалидную — у них очень испуганный вид.

— Вы такая модная и красивая, как вы ходите по магазинам? Удобно ли там все обустроено?
— В магазинах вообще все хорошо. Я люблю пошопиться, и в большинстве ТЦ для людей с ограниченными возможностями все предусмотрено. Иногда, конечно, меня сшибают, потому что у нас никто не смотрит под ноги. Потом видят меня, пугаются и миллион раз извиняются.

— То есть к вам испытывают не столько сочувствие, сколько страх?
— Люди боятся людей. Хотя перед Новым годом был случай: я закупалась подарочками, предновогодняя суета, ко мне подошел дедушка и протянул сто рублей. Я ему сказала, что, наверное, лучше мне ему эти 100 рублей дать; а потом задумалась: неужели я так ущербно выгляжу?

— Вы прекрасно выглядите, честно…
— Я люблю жизнь, хожу в салоны красоты, в фитнес-зал, в клубы. Я мечтаю прыгнуть с парашютом, но все как-то не складывается. Когда я стала инвалидом, мне как будто на голову упал кирпич. Я, конечно, переживала, но потом поняла, что я такой же человек, как и все. У меня все в порядке с головой и почти в порядке с телом. Я ничем не отличаюсь от вас, просто мне чуть сложнее перемещаться.

Доблестный судебный пристав долго проверял документы у наших инвалидов.

Наша третья точка — Свердловский областной суд на Московской, 120. Чтобы пробраться к местам для инвалидов, мы прождали минут 15 у шлагбаума, пока судебный пристав проверил у Анастасии и Евгения документы.

Когда нас все-таки пропустили, оказалось, что мест для инвалидов, по сути, нет. Вернее, они есть, но сделаны не по ГОСТу. Полиция развела руками — в этом случае штрафовать автовладельцев они не могут.

Впрочем, даже если учитывать, что хоть какие-то места для инвалидов все-таки есть, то их число все равно не соответствует норме — всего 4 на стоянку в 150 мест.

В Свердловском областном суде нет стоянки для инвалидов, но зато есть лифты, с помощью которых подняться в здание суда легко.

Единственное, что оказалось удобно для инвалидов в главном суде области, — оборудованные дорожки и лифт, на котором можно подняться в здание. Настя даже согласилась провести тест-драйв системы.

Последней нашей точкой стала ГКБ №40. Подъезжая к больнице, Настя сразу сказала, что там мы управимся быстро. На месте стало понятно, что девушка была права: у главного входа в здание нет ни одного места для инвалидов.

Анастасия:

— Я часто бываю в этой больнице, она моя по району. Тут проблема со стоянкой не только для инвалидов, но и вообще для всех.

На проверку четырех точек у нас ушло три часа. И только одна из них была удобна для наших героев. Кстати, стоянка около городской ГИБДД, куда мы заехали случайно, местами для инвалидов тоже оказалась не оборудована.