Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Бразильские школы изнутри похожи на колонии». Три причины, почему я не стал учителем

31 января 2015, 09:00
Наш человек в Рио-де-Жанейро Бронислав Долгопят два года проработал учителем английского в обычной государственной школе и решил, что больше ни за что туда не вернется. Мы спросили: почему? По его словам, причины три. Первая и самая главная — крошечная зарплата, прожить на которую в большом городе невозможно. Но последней каплей стало не это…

Несколько лет назад я решил переехать из Канады в Бразилию. Попав в Рио-де-Жанейро, я понял, что это отличное место для того, чтобы осуществить давнюю мечту — стать преподавателем. Ведь учителей в Бразилии не хватало. И очень скоро я понял, почему.

Попасть в элитную школу без протекции в Рио практически нереально, поэтому я решил начать с нуля и отправился преподавать английский в самую обычную государственную школу. Работа мне понравилась, дети оказались не такими раздолбаями, как я представлял себе вначале, и все было, в общем-то, хорошо… До тех пор пока я не получил свою первую зарплату. Она была настолько мала, что я едва не разрыдался прямо в учительской. Мне выдали всего 700 реалов (300 долларов).

В Бразилии нет обязательного среднего образования. Восемь классов заканчивает только половина населения, и это еще неплохо. Всего 10 лет назад среднее образование получала только треть.

На то, чтобы начать зарабатывать 2000 реалов (900 долларов) в месяц, у меня ушло ровно два года. По местным меркам это было уже кое-что. Ведь средняя зарплата учителей в Бразилии 1400 реалов (560 долларов) в месяц за 80 школьных часов. Но даже этого не хватало, чтобы прокормить мою семью. Уже тогда я работал не в одной, а сразу в трех школах, но время от времени меня охватывала паника. Денег критически не хватало.

А вот так, на простых примерах детей в бразильских школах учат математике.

Знаете ли вы, что Рио входит в двадцатку самых дорогих городов мира? За бортом остались даже такие мегаполисы, как Мельбурн, Копенгаген, Шанхай и Лондон. Из-за прошедшего в прошлом году в Бразилии чемпионата мира и подготовки к Олимпийским играм 2016 года цены в Рио выросли практически на всё. Теперь даже за скромную комнатушку в фавеле вам придется выложить 700 реалов.

Особенно тяжело учителям работается в так называемых районах повышенного риска — в фавелах, где до сих пор идет торговля наркотиками.

Конечно, были и другие причины, почему я решил оставить школу. Для начала давайте я объясню вам, что такое муниципальная школа в Бразилии. По сути это большой социальный проект государства для бедных детей из трущоб. Родители посылают своих детей учиться только потому, что в школе их накормят и напоят, выдадут бесплатные проездные на городской транспорт. Без всего этого посещаемость сразу упала бы на 30–40%.

В государственных школах не хватает книг, тетрадей и учебников. Я уже не говорю про компьютеры. Чтобы получить нужную книгу, приходится ждать неделями. Когда я пришел на свой первый урок, то обнаружил, что в классе нет мела. Совсем нет. Пришлось объяснять детям, что такое артикли, буквально на пальцах.

Редкий учитель осмелится сделать ученику замечание или поставить плохую оценку. Могут побить или всадить нож в спину.

Школы издалека больше напоминают тюрьмы, так как ремонт в них не делают десятки лет. «Наше правительство давно махнуло на нас рукой. Им нет никакого дела до того, как обстоят дела в городских школах — ведь дети сенаторов и конгрессменов в них не учатся», — такие разговоры часто можно услышать в местных учительских.

Я только киваю в ответ. Бразильские политики всегда искали быструю выгоду — что правда, то правда. Вкладывать деньги в то, что может дать результаты только через 10, а то и 15 лет, здесь не принято. Так сложилось исторически, еще со времен, когда Бразилия была португальской колонией и образование в Бразилии было привилегией исключительно элиты. Беднякам знания ни к чему, рассуждали власти. Зачем им алгебра или литература, когда кроме черной работы им больше не на что рассчитывать? Многие политики уверены в этом до сих пор.

Простая бразильская учительница Карла Карвалио уверяет, что не жалеет, что стала учителем, и уходить из профессии не собирается.

Сегодня учителей в Бразилии мало кто уважает. И это стало последней причиной, почему я решил навсегда уйти из школы. Мой друг и коллега Фабио недавно рассказал мне историю, которая произошла в школе в фавеле Мангиниос. Местный учитель заявил одному двоечнику, что если он и дальше будет пропускать уроки и бездельничать, то «ничего толкового в жизни не добьется». Тогда двенадцатилетний подросток сощурил глаза и тихо спросил: «А вы, учитель, сами-то сколько получаете в месяц?». Услышав ответ, он вальяжно засунул свою руку в карман, вытащил из него пригоршню хрустящих купюр и заявил оторопевшему преподавателю: «Вот видите, а я столько зарабатываю за неделю».

Фото: Бронислав Долгопят