Раздел Общество
19 ноября 2014, 11:37

«Мой сын едва не задохнулся». Ребенка с приступом астмы отказались принять в частной клинике Екатеринбурга

В редакцию Портала 66.ru обратилась жительница Екатеринбурга, которая рассказала, как ее маленький сын едва не задохнулся на пороге частной больницы в центре города. У мальчика случился острый приступ астмы, и счет шел на минуты, уверяет женщина. Но в поликлинике не только отказались оказать экстренную медицинскую помощь, но даже не вызвали скорую.

Называть частную клинику, где произошла эта история, мы пока не будем. У нас нет задачи «кошмарить» бизнес медуслуг или врачей, которые работают в коммерческих больницах. История Елены и ее четырехлетнего сына Андрея заинтересовала нас прежде всего потому, что банальное отсутствие лицензии на оказание услуги и нужного специалиста в престижной частной клинике едва не стоило мальчику жизни.

К счастью, его мама сама оказалась врачом, и сейчас здоровью ребенка ничего не угрожает. Но не исключено, что в следующий раз, когда на пороге той же самой или любой другой коммерческой больницы (практически все сегодня имеют те или иные лицензионные ограничения) окажется «пациент с улицы», нуждающийся в срочной помощи, все закончится не так хорошо. Поэтому сегодня мы хотим рассказать вам эту историю, чтобы, во-первых, очертить масштаб проблемы, и во-вторых — понять, должны ли в частных медучреждениях оказывать экстренную помощь.

15 ноября Елена и ее маленький сын отправились на цирковое шоу Мстислава Запашного. Вскоре после окончания представления, примерно в 19 часов, у четырехлетнего Андрея случился приступ бронхиальной астмы. На арене цирка выступали дикие животные, шерсть которых, судя по всему, и вызвала острую реакцию.

Обострение возникло как раз в тот момент, когда женщина с ребенком находились около одной из частных поликлиник в центре города. Елена предположила, что в больнице Андрею смогут ввести препарат скорой помощи при астме, который снимет приступ удушья. Но, к ее удивлению, в клинике отказались не только оказать неотложную помощь, но даже не стали осматривать ребенка.

Елена, мама Андрея:

— Андрей не мог идти самостоятельно, поэтому в больницу я внесла его на руках. Я подошла к администратору и описала ситуацию. Администратор отказала мне в помощи, сославшись на то, что в данный момент детского врача нет на месте. Мне объяснили, что у поликлиники нет лицензии на оказание подобного вида помощи, и посоветовали обратиться в 9-ю детскую больницу… К нам подошла женщина, на вид — врач или медсестра. Я попросила ее хотя бы осмотреть мальчика и оказать первую помощь. Она отказалась. Помочь вызвать скорую помощь и дождаться ее приезда в клинике нам никто не предложил.

Елена взяла мальчика на руки, вышла из клиники и стала ловить машину. По словам женщины, время шло на минуты, поэтому она приняла решение ехать домой (Елена живет в паре кварталов от клиники), где находился запас препаратов на экстренный случай и ингалятор.

Елена:

— У ребенка было состояние острой одышки, которое может закончиться остановкой дыхания. Подобная ситуация требует неотложных действий. Я тоже доктор, и к нам часто обращаются пациенты не по специфике… Поэтому считаю, что в клинике могли оказать первую помощь.

Вместе с Еленой в тот день находились ее друзья, которые также стали свидетелями того, как Елене и ее сыну отказали в экстренной помощи. Нам удалось связаться с одним из них.

Ирина, подруга Елены:

— Сначала в клинику зашла Лена с сыном, потом зашли мы: нас было двое взрослых и двое детей. Лена стояла около регистратуры. Мы остались около поста охраны, так как в клинике было много народу. Я слышала, как Лена пыталась уговорить администратора, чтобы она вызвала медработника, который мог бы осмотреть ребенка и оказать ему первую помощь. Но администратор лишь повторяла: «Езжайте в 9-ю больницу». Нас возмутил подход к пациенту: пришла женщина с ребенком, которому требуется неотложная помощь. Хорошо, что Лена сама врач, и поняла, насколько серьезно положение. Не исключено, что ребенка бы просто до 9-й больницы не довезли…

Мы обратились за комментарием в поликлинику. Вместо того чтобы сразу связаться с дежурившим в тот вечер администратором, там стали отсматривать видеозаписи с камер наблюдения. Интересно, что на видео не нашли ни Андрея, ни его мамы, хотя время своего визита в клинику Елена указала максимально точно (дело в том, что в это время она позвонила мужу, чтобы сообщить о случившемся, и время звонка было зафиксировано в памяти телефона). С администратором в больнице поговорили только на следуюшие сутки… В итоге в поликлинике рапортовали, что вечером 15 ноября обращений с детьми до пяти лет не было вообще.

Представитель частной поликлиники в центре Екатеринбурга:

— Обращений с детьми до пяти лет в указанный период времени администратором не зарегистрировано. Кроме того, мы отсмотрели видеозаписи с камер наблюдения и не смогли идентифицировать названного вами пациента.

В любом случае, говорят в поликлинике, вечером 15 ноября в их филиале в центре Екатеринбурга не было ни одного специалиста, который мог бы оказать ребенку квалифицированную экстренную помощь. Более того, в филиале в принципе нет детских врачей.

Представитель частной поликлиники в центре Екатеринбурга:

— В отделении есть не все специалисты. Кроме того, в клинике действуют некоторые лицензионные ограничения. Неотложную помощь по всем параметрам мы не оказываем. Специалисты скорой помощи также не могли бы оказать помощь, так как наша служба скорой помощи не занимается неотложкой. У нас другая система, другой режим работы… Так что администратор повела себя абсолютно адекватно, попросив обратиться в 9-ю детскую больницу.

Также в клинике пояснили, что уже принимали пациентов с экстренными случаями вне очереди. Однако речь идет о тех случаях, когда в клинике были профильные врачи.

Мы обратились в Министерство здравоохранения, специалисты которого лицензируют частные клиники, и спросили: должны ли в коммерческих больницах оказывать экстренную медицинскую помощь человеку, пришедшему к ним с улицы.

Константин Шестаков, представитель Минздрава Свердловской области:

— Любые медики, даже если они работают в коммерческой организации, обязаны оказать экстренную медицинскую помощь. Проблема в том, что коммерческие клиники не заточены под экстренную помощь. У них нет реанимации, может не быть лицензии или специалиста, который готов оказать эту помощь. Лечебное учреждение оказывает только те виды медицинской помощи, на которое оно получило лицензию.

В Министерстве также пояснили, что в данном случае речь может идти, скорее, о нарушении этических норм. «Как минимум в подобном случае в частной клинике должны были помочь женщине вызвать скорую помощь и дождаться ее», — считает Шестаков.

Вопрос
Должны ли в частной клинике оказывать экстренную помощь «пациенту с улицы»?
  • 89%
  • 11%
Для участия в голосовании введите логин и пароль или зарегистрируйтесь

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.