Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Девять дней после аварии: 23 погибших, 5 виноватых и подорванная репутация московского метро

24 июля 2014, 15:31
Московский метрополитен уже выплатил около 11 миллионов рублей пострадавшим в катастрофе, но подорванное доверие так просто не вернуть.

По последним данным, в больницах Москвы после крушения поезда остаются 83 человека. Как сообщает пресс-служба департамента здравоохранения столицы, состояние двоих пострадавших оценивается как крайне тяжелое, они находятся на искусственной вентиляции легких.

Всего погибло 23 человека, двое из которых скончались в больнице, и более 200 пострадали. Большинство пострадавших ехали в первом вагоне поезда.

Московский метрополитен уже выплатил около 11 миллионов рублей пострадавшим в катастрофе. Напомним, что власти Москвы обещали выплатить гражданам, получившим травмы тяжелой степени, по 500 тысяч рублей, средней степени — 250 тысяч рублей, легкой степени — 50 тысяч рублей, а семьям погибших — по миллиону. При этом метрополитен выплатит по два миллиона рублей на каждого погибшего, а на каждого пострадавшего — по миллиону.

Расходы по организации похорон погибших взяли на себя власти Москвы.

В тот день

Крупнейшая за всю историю столичной подземки техногенная катастрофа произошла 15 июля в 8:30. Изначально появилось сообщение о том, что на перегоне «Парк Победы» — «Славянский бульвар» произошло задымление. Но в МЧС и полиции эту информацию не подтверждали. Вскоре появились новости о том, что в метро полыхает пожар, а еще через несколько минут столичный полицейский главк сообщил: после резкой остановки поезда три вагона сошли с рельсов.

Унесшая 23 жизни авария в московском метро произошла не из-за технических неполадок, а из-за недостатка дисциплины у отдельных сотрудников подземки, заявил мэр столицы Сергей Собянин.

Уже через шесть минут на место прибыли первые пожарно-спасательные подразделения. И началась эвакуация сотен людей, застрявших в тоннеле. Очевидцы катастрофы рассказывают, что пассажиры злополучного поезда были очень долго заблокированы и выбраться им удалось просто чудом.

При этом в одном из поврежденных вагонов до прибытия спасателей оставались раненые, которые оказались зажаты металлическими конструкциями. Освободить последнего из них удалось только спустя 13 часов после аварии, уточняет «Лента.ру».

Версии

Самой первой версией следствия был теракт, но это предположение исключили практически так же быстро, как и придумали. Второй версией катастрофы стала резкая остановка поезда, к которой привело падение напряжения контактного рельса. Третьей — механическое повреждение узла крепления колесной тележки с вагоном поезда. Сейчас основной версией, которой придерживается следствие, считается неправильно закрепленная стрелка.

По данным следствия, монтаж стрелки на перегоне от «Парка Победы» до «Славянского бульвара» начался 13 июля и был закончен за сутки до аварии. Подрядчиком работ выступала компания «СМУ Ингеоком», а субподрядчиком — ООО «Спецтехреконструкция». По словам источника, рабочие должны были жестко закрепить подвижную часть стрелочного перевода с помощью специальных блокираторов и замка, а также зашить стрелку костылями, но вместо этого зафиксировали ее обычной металлической проволокой.

За время работы по ликвидации чрезвычайной ситуации в Московском метрополитене экстренная психологическая помощь была оказана 1760 людям.

Подозреваемые мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов подписали акт приемки работ, несмотря на явное нарушение технических нормативов, которое впоследствии и привело к трагедии.

При этом директор по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов не осуществил контроль над работами по врезке стрелочного перевода на перегоне станций «Парк Победы» — «Славянский бульвар», тогда как это входит в его обязанности. А начальник дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Трофимов лично участвовал в строительстве стрелочного перевода. Как полагает следствие, именно он «допустил ненадлежащее закрепление остряка стрелки».

Авария на Арбатско-Покровской линии московского метро стала крупнейшей в истории российской подземки.

Именно совокупность действий Круглова, Трофимова, Башкатова и Гордова привела к трагедии, уверены в полиции. Все подозреваемые задержаны. По факту крушения поезда возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации на транспорте.

Отметим, что с учетом выдвинутых подозрений, а также обысков, проведенных в офисах фирм-подрядчиков и самого ГУП «Московский метрополитен», можно с уверенностью говорить о том, что версия о незакрепленной стрелке стала доминирующей в расследовании, утверждает «Коммерсантъ».

Что дальше

После катастрофы от своей должности был освобожден начальник московского метро Иван Беседин. На его должность назначен Дмитрий Пегов, являвшийся с февраля 2010 года гендиректором Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД». Перед новым начальником метрополитена стоит сложная задача — вернуть доверие москвичей к работе подземки и «на деле доказать, что метрополитен является самым безопасным видом транспорта».

Сергей Собянин, мэр Москвы:

— То, что произошло на Арбатско-Покровской линии, эта трагедия, которая произошла, перечеркнула ту огромную работу, которая проводилась в метро последние годы.

Московский метрополитен после аварии провел внеплановую проверку всей инфраструктуры, в ходе нее никаких нарушений выявлено не было, добавляет «РИА Новости».

А к осени в столичном метрополитене начнут работать новые группы быстрого реагирования, представляющие собой аналог МЧС, чтобы в течение 15 минут суметь среагировать на любое происшествие — от зацеперов до ЧП.

Видео: BBC, «Главные новости». Фото: «РИА Новости»