Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Долг перед детьми. Почему алиментщики не боятся судебных приставов

19 марта 2014, 19:00
Долг перед детьми. Почему алиментщики не боятся судебных приставов
Фото: Евгений Лобанов; 66.RU
Екатеринбургские приставы отчитались о сокращении долгов по алиментам. Я провел с работниками этой службы полдня, но так и не понял, как им удается заставлять горе-родителей платить по счетам.

Как сообщает Управление Службы судебных приставов, в Екатеринбурге заметно сокращается количество злостных неплательщиков алиментов. Если в 2012 году на исполнении находилось 62 107 производст­в по этому вопросу, то сейчас сотрудники УССП по Свердловской области разбирают только 27 943.

Однако примерно 22 тысячи делопроизводств тянутся с прошлого года. Работы у приставов Кировского района Екатеринбурга, взыскивающих такие денежные долги, меньше не становится. Я прогулялся с сотрудниками УССП, чтобы понять, как выглядит злостный алиментщик и каким образом его принуждают платить по счетам.

Судебный пристав, взыскивающий долги с неплательщиков алиментов, — это отдельная специальность в структуре УССП. Ее не прописывают в удостоверении пристава, но выделяют во внутреннем распорядке. Утро Хамиды Гиниятовой начинается в рабочем кабинете.

Приставы обычно ходят по должникам утром и вечером. Днем они чаще работают в кабинете.

Она отбирает дела должников-алиментщиков, которые не вняли звонкам и письмам. После этого в составе целой группы она выезжает к своим подопечным.

В среднем Хамида Гиниятова совершает в день по три визита к должникам.

Помимо судебного пристава в группу входят водитель и крепкий «силовик» Андрей, призванный защищать хрупкую женщину от агрессии должников. В ответ на вопрос, часто ли ему случалось применять силу к алиментщикам, Андрей скромно пожимает плечами: «На меня они почему-то не прыгают».

«Откройте, полиция!» — эту фразу приставы обычно говорят в домофон, чтобы попасть в подъезд.

Со слов Хамиды, большинство неплательщиков — неработающие люди, зачастую алкоголики. Причем нередко встречаются не только горе-отцы, но и горе-матери, лишенные родительских прав. Согласно данным УССП по Свердловской области, на каждых трех алиментщиков-мужчин приходится одна неплательщица-женщина.

Например, в этой квартире, расположенной на улице Чекистов, проживает семейная пара. Родительских прав они лишены, работой себя не утруждают, но алкоголь потребляют в больших количествах. Дверь квартиры держится на честном слове, звонок не работает. Андрей стучит в дверь — из нее тут же выпадает глазок.

В квартире слышится шевеление, но открывать не спешат. Ответом на призывы приставов открыть дверь служит нечленораздельное мычание.

Хозяева явно не спешат предстать перед дорогими гостям. Возможно, просто не могут. Своему ребенку, проживающему с опекуном, они не отдали ни копейки из положенных алиментов. На сегодня их долг составляет примерно 280 000 рублей на двоих.

Взламывать дверь приставы не имеют права, ждать на лестничной клетке, пока хозяева квартиры протрезвеют, тоже не могут.

Оставив этих должников, отправляемся на улицу Менделеева. Здесь в квартире матери проживает еще один злостный алиментщик. Точнее, проживал.

В небогатой, но уютной квартире нас встречает пожилая мама 35-летнего должника. Она рассказывает, что в октябре минувшего года ее сильно пьющий сын познакомился с такой же любительницей алкоголя, после чего исчез неизвестно куда.

С разрешения матери приставы осматривают квартиру — не скрывается ли там мужчина, задолжавший своему ребенку более 60 000 рублей.

Женщине вручают повестку для сына. Если он не объявится в ближайшее время, мужчину объявят в федеральный розыск.

Дальше наш путь лежит на улицу Уральскую, где наконец удается найти, так сказать, типичного представителя злостных алиментщиков.

Дверь открывает мать, в чьей квартире 38-летний Анатолий сейчас проживает. Входим в прихожую. Мама Анатолия говорит, что ее сын болен и лежит в комнате. В ответ на просьбу выйти к приставам мужчина просит зайти в другой раз. После длительных уговоров он все же соглашается предстать перед сотрудниками УССП.
В ответ на вопрос: «Почему не платите алименты?» мужчина заявляет, что хочет проучить жену.

Анатолий задолжал своему ребенку порядка 80 000 рублей.

Тем временем приставы обнаруживают в комнате Анатолия компьютер и накладывают на него арест. Это не значит, что компьютер тут же заберут, — арестованное имущество оставляется владельцам под ответственное хранение. Таким образом, алиментщик понимает, с чем ему придется расстаться, если он не примет меры к погашению долга.

Приставы постоянно держатся вдвоем — на всякий случай.

Должник ведет себя очень агрессивно. Приставов постоянно именует «мусорами». Когда взыскатели долгов проходят в комнату, двухметровый Анатолий начинает ругать пристава-силовика Андрея. Даже пытается вытолкать его из комнаты. Парой вежливых, нормативных и корректных фраз пристав умудрился охладить агрессивного неплательщика.

Выдержке Андрея можно только позавидовать.

Анатолий долго распространяется на тему «мусоров и ментовского государства» и заявляет, что с радостью уехал бы отсюда.

Меня потенциальный эмигрант приветствует по-заморски.

В перерывах между подобными речами Анатолий пытался торговаться. Он сообщил, что готов прямо сейчас дать 1000 рублей, если его оставят в покое, и поинтересовался, нет ли у приставов с собой квитанций. Когда и это не помогло, алиментщик достал iPhone и начал снимать приставов и меня. Видимо, просто для того чтобы позлить. Когда и это не помогло, выскочил в подъезд с сигаретой, забыв о болезни.

А неплохой телефон у безработного, задолжавшего по алиментам.

Реклама iPhone от злостного алиментщика.

В итоге компьютер все же был арестован. Если Анатолий ничего не предпримет для погашения долга, техника будет конфискована и продана, а деньги переданы его ребенку. Хамида Гиниятова сообщает, что это уже второй ее визит к Анатолию — первый раз он вел себя столь же любезно и гостеприимно.

На этом моя прогулка с приставами заканчивается. На дорогу, обстукивание дверей, ожидание и уговоры мы потратили около трех часов. При этом ни копейки от должников не получили. Сколько из упомянутых в репортаже персонажей завтра бросится платить алименты? Пожалуй, ни одного.

Фото автора