Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Тут вам не Европа. Почему в Екатеринбурге никто не хочет копаться в мусоре

12 февраля 2014, 10:15
Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru
Главный экологический проект мэрии буксует. Городской мусор не спешит на сортировку и переработку из-за пассивных чиновников, безответственных граждан, ленивых коммунальщиков и халатных перевозчиков.

О том, что Екатеринбург вот-вот начнет сортировать и перерабатывать мусор, шуметь начали еще в конце 2008 года. Мэрия тогда всерьез задумала сделать город чуть ближе к Европе, научив всех граждан разделять отходы на органику и утиль, построив сортировочный комплекс и наладив прямую доставку годного для вторичного использования сырья на большие и маленькие заводы.

Тогда нам рассказывали, что очень скоро во всех дворах появятся разноцветные контейнеры: зеленые и оранжевые. В зеленые мы будем бросать органику, а в оранжевые — все другие твердые отходы (стекло, пластик, металл, тряпье и бумагу). Я верил, ждал и готовился раскладывать мусор в две разные кучки.

Не дождался. Мэрия уже запустила сортировочный завод, рассказывает об ударных темпах его работы. Но разноцветных контейнеров в моем дворе как не было, так и нет. И у вас, скорее всего, их тоже еще не установили.

По приблизительным подсчетам, чтобы сортировка мусора в Екатеринбурге нормально работала, в городе уже сейчас должны стоять хотя бы 3 тыс. площадок для раздельного сбора ТБО. И при их наличии в теории вся схема должна работать так:

Тут вам не Европа. Почему в Екатеринбурге никто не хочет копаться в мусоре

Вынося мусор, граждане его сортируют первый раз, отделяя годные для вторичного использования отходы от органики. Мусоровозы доставляют органический мусор на полигон, а утильную фракцию везут на сортировочный комплекс. Предприятие разделяет разные потоки ТБО: отдельно пластик, отдельно бумага, отдельно металлы и т.п. И по группам вторсырье расползается по разным заводам, где из него делают туалетную бумагу, новые стеклянные бутылки или, например, пластиковые парковые скамейки.

Запустить такую схему решили не для того, чтобы заработать денег (хотя сортировочный комплекс, конечно должен работать, как минимум, в ноль), а чтобы спасти город от надвигающихся гор мусора.

Несмотря на то что сейчас общая площадь двух екатеринбургских свалок достигла 30 футбольных полей, проблем в их росте пока нет. Но они гарантированно будут, если сортировка не заработает в полную силу.

Органическим отходам на свалке самое место. Там они сами по себе утилизируются, сгнивая под лучами уральского солнца. А попавший на полигон пластиковый пакет будет разлагаться 200 лет. Банка из-под пива — 500 лет, стеклянная тара — 10 000 лет.

Тут вам не Европа. Почему в Екатеринбурге никто не хочет копаться в мусоре

Я думаю, дальше не стоит объяснять, что без вторичной переработки свалки будут только расти, а свободных территорий для них в компактном Екатеринбурге нет.

Потому в 2009 году и запустили проект сортировки мусора. И даже завод построили. Но что-то пошло не так. Вместо двух мусоросортировочных комплексов ввели один.

Единственный сортировочный комплекс работает на Широкой Речке. Второй планировали смонтировать на задворках Уралмаша — рядом с северным полигоном. Как утверждает сити-менеджер Александр Якоб, от идеи пока не отказались, но реализовывать ее тоже не торопятся.

Александр Якоб, глава администрации Екатеринбурга:

Тут вам не Европа. Почему в Екатеринбурге никто не хочет копаться в мусоре

— С точки зрения экологии вопросов нет. Эффект от сортировки мусора понятен. Но, чтобы запустить новые линии, надо просчитать экономику и понять, эффективно это или нет.

Рискну объяснить, что г-н Якоб подразумевает под «экономикой». Сортировочный комплекс должен не только спасать город от экологической катастрофы, но и зарабатывать деньги на собственное содержание. А для этого на предприятие нужно поставлять хотя бы немного обработанный мусор: чтобы пригодные для переработки отходы не ехали туда в общей куче с ненужной органикой. И вот здесь-то как раз в цепочку и вклиниваются разноцветные контейнеры во дворах.

Изначально, когда проект только запускали, говорили, что для безубыточной работы комплекса содержимое этих контейнеров должно хотя бы на 50% состоять из утильной фракции. Сейчас планку опустили до 30%. Но в общем контексте это все равно вряд ли поможет. Потому что для того, чтобы граждане начали сортировать свои отходы, им во двор, элементарно, нужно установить злополучные контейнеры. А их нет. Вместо упомянутых выше трех тысяч их сейчас по городу всего 546. И вся «экономика» мусоросортировки глохнет на этом этапе.

А все потому что особенного желания их устанавливать ни у кого так и не появилось. Мусорные площадки находятся в ведении управляющих компаний. УК должны закупить специальные пластиковые контейнеры. Цена вопроса — 15–17 тыс. рублей за каждый бак. Поскольку на мусорных площадках обычно стоит пять контейнеров, на то, чтобы оборудовать ими хотя бы одну площадку, управляющей компании придется потратить около 75 тыс. руб. И эти деньги не вернутся. Потому стимула к покупке у коммунальщиков нет.

Перевозчикам мусора, что характерно, заниматься вывозом отсортированных отходов тоже не очень интересно. Для того чтобы вывезти отдельно утиль и органику, машина должна совершить два рейса вместо одного. И никто компании эти траты не покроет.

К тому же, чтобы включиться в программу, перевозчик должен закупить специальные машины с задней загрузкой. От обычных мусоровозов старого образца они отличаются бОльшим усилием пресса (за счет чего они могут увезти вдвое больше мусора). Но главное, такие машины приспособлены под новые пластиковые контейнеры, которые используют для дуального сбора мусора. Без них — никак. А деньги на полное обновление парка есть далеко не у всех.

Потому из 25 транспортных компаний, специализирующихся на вывозе екатеринбургского мусора, в проект вовлечены только четыре.

Не оправдали надежд муниципальной власти и горожане. Сотрудники ЕМУП «Спецавтобаза» оценивали состав мусора, доставленного на сортировку с уже работающих площадок раздельного сбора. И пришли к печальному выводу: по разным пакетам отходы раскладывают не более 10% граждан, во дворах которых стоят разноцветные контейнеры.

Инициативу добивают перевозчики-халтурщики. Не желая гонять машину в два рейса, они нередко грузят мусор из разноцветных контейнеров в один кузов — и утильную фракцию, и органику в одну общую кучу. Причем делают это на глазах у жителей, уничтожая всякое желание раскладывать отходы по разным мусорным ведрам.

Инициаторы проекта, стоит отметить, тоже не отличаются гиперреактивностью. Программа пропаганды дуального сбора сконцентрирована преимущественно в экспонировании на отраслевых выставках и в печати скромных тиражей брошюр и наклеек. А пресс-служба горадминистрации пишет об этом дай бог раз в год.

В итоге даже представители управляющих компаний (а они должны бы уже устать от настойчивых предложений установить новые контейнеры) могут быть даже не в курсе задумки. Директор по развитию УК «Лига ЖКХ», например, только от меня узнал, что в Екатеринбурге начал работу мусоросортировочный комплекс.

Илья Сотонин, директор по развитию УК «Лига ЖКХ»:

Тут вам не Европа. Почему в Екатеринбурге никто не хочет копаться в мусоре

— Запустились? Надо же. А я думал, они по-прежнему мусор из этих контейнеров в общей куче на свалку везут. В любом случае мы пока устанавливать контейнеры для дуального сбора не планируем. Предложений об этом не поступало ни от администрации города, ни от наших клиентов.

В итоге все происходит очень медленно. И вместо 3 тыс. контейнеров до конца года чиновники надеются дотянуть их общее число хотя бы до 1,2 тыс. Это максимум. И этого очень мало.

Инфографика: Сергей Логинов для 66.ru

Дмитрий Шлыков