Если бы у вас был миллион рублей, на что бы вы его потратили? В очередной серии спецпроекта об образовании за рубежом рассказываем о выпускнике УрФУ, который уехал в Канаду и сейчас учится на инженера.
Отмечу, что это уже второй герой, который после окончания российского вуза решил продолжить обучение в Канаде. Недавно мы рассказывали об Анастасии Забоевой, которая в Канаде изучает все тонкости управления персоналом.
Наш новый герой Артем Ращепкин выбрал совсем другой профиль и поступил на магистерскую программу инженерного факультета Университета Виндзора (University of Windsor). Вуз был основан еще в XIX веке — в 1857 году. За это время он прославился своими партнерскими программами с крупнейшими промышленными предприятиями. И инженерный факультет здесь традиционно один из самых сильных не только в стране, но и по мировым рейтингам.
Окончив Уральский федеральный университет в Екатеринбурге, Артем поступил в магистратуру Университета Виндзора по программе «промышленная инженерия» (Industrial Engineering). |
Интересно, что в Екатеринбурге Артем серьезно занимался хоккеем. Пожить в стране, которая считается родиной этого вида спорта, для него было мечтой. Теперь мечта сбылась. Каково жить и учиться за границей, рассказывает сам герой.
В два раза больше сессий
Поступить на магистерскую программу мне было несложно. Главное — сдать экзамен на знание английского языка. Если б я знал, что буду поступать в зарубежный вуз, учил бы язык получше и в школе, и в университете. Тест был не из легких, но набрать необходимое количество баллов все же удалось. Интересно, что для поступления на магистерскую программу необходима копия диплома об окончании вуза. Но я к моменту подачи документов еще учился на пятом курсе, пришлось брать справку о том, что я еще учусь. Благо со всеми документами помогли разобраться в Уральском центре международного образования (UCIE).
Учиться здесь не намного сложнее, чем в России. Обычный учебный процесс отличает разве что тот факт, что все учебники на английском языке, домашнее задание приходится делать на английском языке, с преподавателями и сокурсниками общаться — снова на английском. А в остальном все то же самое: приходишь, слушаешь лекцию, выполняешь домашние задания. Только если у нас всего две сессии, то здесь их фактически четыре: к обычным сессиям в конце каждого семестра добавляются промежуточные — в середине. Семестр длится 14 недель, спустя 7 недель мы сдаем экзамены по всем направлениям. Подготовиться к ним довольно просто, потому что ты прошел лишь половину всего материала.
Лекционные аудитории почти все римские, и все оборудованы для работы на ноутбуках. |
Трудности возникают только с групповыми заданиями, потому что в группе нужно со всеми договориться. Но мне повезло: несмотря на то, что все мы из разных стран, договорились и распределили работу легко. Я делаю техническую часть, кто-то готовит доклад, кто-то презентацию. А что в группе все разных национальностей, так это еще проще. Знаете шутку про то, что международный язык — это плохой английский? На самом деле все так и есть — все иностранцы тут говорят на хорошем, но очень простом английском без сложных оборотов и с большим количеством жестов.
Жесткого списка предметов тут нет — ты сам выбираешь то, что хочешь изучать. При этом один курс можно выбрать вообще не по инженерной специальности. Я помню, долго не мог выбрать — хотелось и психологию узнать, и основы ведения бизнеса, и еще много интересного.
Общага как комфортабельный отель
Наш университетский городок — это такой город в городе. Тут стоит полсотни зданий — учебные корпуса, лаборатории, общежития, медицинские клиники, кафе и ресторанчики, спортзалы, стадионы… По официальным данным, площадь студгородка 125 акров — это как треть Ботаники, чтобы было понятнее. В первый день и заблудиться можно. Сначала у меня вообще было ощущение, что во всем городе живут только студенты. Конечно, это оказалось не так, но в центре города, неподалеку от кампуса студентов реально очень много. Только в нашем университете учатся тысяч 15 человек.
Кампус Университета Виндзора расположен неподалеку от одной из самых красивых набережных Канады — на реке Детройт. |
Аудитории почти все большие, римские. Каждый может приходить с ноутбуком — к каждому сиденью подведены по две розетки. Преподаватели спокойно реагируют на появление студента на лекции с техникой. Есть, конечно, у нас и такие, кто футбол на занятии любит посмотреть, но их немного. Никто таких учеников не одергивает — это их дело, чем заниматься на лекции. Главное, чтоб сдали экзамен.
Инженерный центр, в котором у меня проходит большинство лекций, это трехэтажное стеклянное здание. В России такими бывают только бизнес-центры. Непривычно видеть такие современные сооружения в университете, которому уже не один десяток лет. |
Общежития здесь вообще больше похожи на гостиницы. Хорошие, приличные такие гостиницы — с современной техникой и мебелью.
Есть несколько видов общежитий, разных по стоимости. Можно жить с соседями по комнате. Кухня и душ будут одни на этаж. Это самое дешевое общежитие. Общага, где комнаты также на несколько человек, но кухонь на этаже больше, стоит чуть подороже. Я выбрал самый дорогой вариант. Живу в двухэтажном домике, в каждом подъезде такого дома живет пять человек. У всех по отдельной комнате и кухня на пятерых. Комната в таком доме стоит 8 тысяч канадских долларов в год, если переводить в рубли, то получается около 20 тысяч в месяц. Вполне сопоставимо с арендой квартиры в России.
Все говорят
Когда я уезжал в Канаду, я мысленно был готов к жизни в другой стране. До этого я уже дважды бывал в США на каникулах, жил в Америке по несколько месяцев. Я прекрасно понимал, что здесь совсем другой мир, другие порядки, другие люди. Тут, например, все друг с другом разговаривают. Приходишь в магазин — кассир тебя обязательно спросит, как дела, что нового. Водитель автобуса тоже поинтересуется, как там погода, куда ты направляешься и что будешь делать.
Или вот обыкновенная история: в автобусе, в магазине или на улице встал ты кому-нибудь случайно на ногу. Оборачиваешься, хочешь наехать на человека, а он перед тобой извиняется. Причем это ты ему на ногу встал, а он первым извиняется перед тобой! Это удивительно, странно и непривычно. Не знаю, может, это и клише, что люди здесь добрее, но мне кажется, что так и есть.
Мне понадобился месяц, чтобы ко всему привыкнуть и освоиться на новом месте. Сейчас у меня город распределен по точкам на карте: здесь я покупаю воду, тут — мясо, там — овощи.
Вторая жизнь. Спортивная
Кроме магазинов да окрестностей студенческого городка я, правда, особо ничего еще и не видел. Заканчиваются лекции — и я сразу иду в спортзал или на стадион. Такой я по натуре — спорт мне гораздо больше интересен, чем всякие экскурсии. Хотя в университете возможности есть, на учебную почту регулярно приходят объявления: едем на Ниагарский водопад, собираемся на Великие озера, отправляемся на экскурсию в Торонто...
Для спортсмена на территории студенческого городка есть где разгуляться: двухэтажный фитнес-центр, баскетбольные и волейбольные площадки, три футбольных поля, каток, крытый манеж, бассейн. И все бесплатно, вернее, включено в стоимость обучения. Нет принудительной физкультуры, занимаешься тем, чем хочется, в неограниченном количестве.
Здесь десятки, сотни спортивных команд — по хоккею, баскетболу, футболу, волейболу, по легкой атлетике, даже по керлингу и гольфу. |
Я хотел попасть в университетскую хоккейную сборную, но приехал слишком поздно — в России задержали с выдачей визы. Команды были уже сформированы, буду пробоваться в следующем году. Но вообще масштаб спортивных университетских событий тут впечатляет: на соревнования регистрируются 300 человек только с одного университета. В самом университете больше 20 хоккейных команд. Есть такая байка, что в Канаде каждый второй играет в хоккей. Так вот это правда. Раз в неделю мы собираемся, играем или просто катаемся и тренируемся. Еще для себя я хожу в тренажерный зал.
Такого количества спортивных сооружений я не видел ни в одном российском вузе. |
Mercedes или знания?
Обучение в Канаде — конечно, недешевое удовольствие. Каждый курс стоит 2 900 канадских долларов. Чтобы получить степень магистра, нужно пройти восемь курсов. То есть около 24 000 долларов. Плюс проживание — 8 тысяч в год. Сколько семестров ты будешь учиться и сколько курсов ты будешь сдавать за семестр, можно выбрать самому. У меня в сумме получилось 32 тысячи канадских долларов за год. Больше миллиона рублей.
Сумма внушительная. Помню, когда своему екатеринбургскому одногруппнику рассказал, что собираюсь в Канаду, и предложил поехать со мной, он сказал, что лучше купит себе Merсedes. Я думал над этим тоже. Это большие деньги, да к тому же еще и не мои, а родительские. Но родители меня поддержали — и это здорово. Машина не прибавит мне опыта, не поможет отточить знание языка, не даст новых знаний. А образование — даст.
Сейчас у меня такой период, когда мне интересно пожить в другой стране, узнать о том, как все устроено за границами России. Я не уверен, что останусь здесь навсегда. Не загадываю так далеко. Но четко знаю, что хочу, чтобы в моей жизненной копилке был опыт самостоятельной жизни в другой стране. Я поставил себе планку — год после обучения степени магистра, у меня как раз будет возможность получить годичное разрешение на работу. Ну, а потом посмотрим, что будет дальше. Может, вернусь в Россию, а может — еще куда-то уеду.
Наверняка есть те, кто осудит мое решение, назовет непатриотичным. Но я так не считаю, не хочу, чтоб меня ограничивали государственные границы. Хочу ощущать себя человеком, вольным работать и жить, где мне самому хочется, будь то Россия, Канада или какой-то край другой страны.
Благодарим за помощь в организации интервью Уральский центр международного образования (UCIE).
Главное на родину работать возвращайся.