Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Люди плачут: нечем кормить семьи». Отчет волонтера с Дальнего Востока

30 августа 2013, 15:02
Мы поговорили с участником спасательной операции «Амур-13» о том, что сейчас происходит на Дальнем Востоке, когда упадет уровень воды и чего не хватает волонтерам.

Прошел месяц с того момента, как на Дальнем Востоке началось наводнение. Из-за паводка, вызванного сильными ливнями, пострадали Хабаровский край, Амурская, Магаданская и Челябинская области, Башкирия и Еврейская автономная область. Однако основной удар стихии пришелся на Амурскую область и Хабаровский край.

Подтопленными оказались более 140 населенных пунктов, около 20 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома. Ущерб сельскому хозяйству от стихийного бедствия на Дальнем Востоке Минсельхоз РФ предварительно оценивает в 8,58 миллиарда рублей.

Помимо гуманитарной помощи и отрядов МЧС со спецтехникой в район бедствия вылетели участники общественной организации «Гражданский корпус», чьей задачей является социальная помощь людям, потерявшим кров и имущество при локальной или масштабной чрезвычайной ситуации.

У координатора «Гражданского корпуса» из Екатеринбурга Всеволода Махова нам удалось взять небольшое телефонное интервью, пока он находился в зале ожидания московского аэропорта Домодедово. Махов поделился с нами некоторыми подробностями спасательной операции «Амур-13» на Дальнем Востоке.

Всеволод Махов, координатор регионального общественного учреждения «Гражданский корпус»:

— Я бы не стал так уж сильно критиковать местную власть, потому что предсказать такой разлив, как, впрочем, и любой другой катаклизм, мог только Господь Бог. Вспомните, что случилось в Крымске, сколько там было погибших в аналогичной ситуации. А вот власти Амурской области, Хабаровского края этого не допустили: во время этого наводнения не было ни одного погибшего. Властями были предприняты меры. Хотя это не значит, что проблем нет — наоборот, есть, и огромные. Мы проехали по селам, там иногда стоят здоровенные мужики и плачут: нечем кормить семьи. Только-только вода схлынула, но есть-то нечего.

Как рассказывает Махов, в Амурской области вода на некоторых участках стала спадать и сообщения областного МЧС больше всего напоминают сводки с фронтов Великой Отечественной: в одном районе уровень воды упал на 10 сантиметров, в другом — еще на 10.

Между тем пик наводнения в регионе еще не пройден. Однако в Амурской области волонтеры уже думают о восстановлении затопленных домов.

Всеволод Махов:

— Когда в фильмах показывают пожар, то приезжают пожарные, выносят из дома погорельцев и все — хеппи-энд. А в реальности все наоборот — нужно разбирать завалы и спасать дом. Сейчас в Амурской области сходная ситуация. Очень опасная, например, тенденция — под мостами, где раньше были дороги, теперь разлилась вода. И это настоящая проблема. Там можно проплыть только на лодке.

По словам Махова, 70% урожая в Амурской области погибло. Людям поначалу было просто нечего есть, и если сейчас начала поступать гуманитарная помощь и продукты, то некоторые по-настоящему необходимые предметы по-прежнему в дефиците.

Всеволод Махов:

— Вот, яркий пример: острейший дефицит газовых баллонов для туристических плиток, которыми тут все спасаются. Их сюда возили из Китая всегда. Но приграничные китайские районы пострадали еще сильнее: там уровень относительно Амура ниже, чем у нас. В результате сейчас там не достать ничего. Парадокс в том, что в Россию эти баллоны привозили как раз из Дальнего Востока, который сейчас сильно пострадал, а туда они попадали из Китая. Не хватает тепловых пушек, которыми нужно сушить дома. Но это отдельная тема.

Тепловые пушки нужны для просушки домов. Если дома не сушить после наводнения, то жить в них будет невозможно. Опыта у волонтеров в этом деле мало, поэтому в ближайшее время на Дальний Восток прибудет несколько специалистов, которые сушили и восстанавливали дома после наводнения в Крымске.

Если говорить о том, сколько добровольцев отправилось на Дальний Восток, например, из Свердловской области, то, по словам Махова, совсем немного: всего два человека. Из Москвы прибыло 12 человек, при этом подавляющее большинство тех, кто помогает пострадавшим районам, — жители Амурской области и Хабаровского края.

Всеволод Махов:

— Тридцатого августа в 14:00 по Екатеринбургу у нас будет совещание, кого куда отправить. Возможно, мы поедем в Биробиджан, Еврейскую автономную область — там тоже много работы и есть затопленные поселки. Сейчас главное — успеть с просушкой домов до наступления холодов. Будем тренироваться в подвалах Благовещенска — их тоже прилично затопило.

Назвать точную дату своего возвращения в Екатеринбург Всеволод Махов затруднился: слишком много работы.

Всеволод Махов:

— Я помню, мы ехали в один из поселков. Справа если посмотреть — морские волны. А потом оказалось, что это ржаное поле на самом деле, просто его не видно под водой. Вот такой масштаб бедствия.

Утром 30 августа волонтеры вернулись из двухдневной поездки в Москву за очередной партией гуманитарной помощи. Разойдется она, по словам Всеволода Махова, очень быстро.

Фото: Дмитрий Алешковский

Александр Хохлов