Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Обычный герой. «В центре Екатеринбурга зоопарку тесно: львам негде разгуляться»

15 августа 2013, 08:30
Обычный герой. «В центре Екатеринбурга зоопарку тесно: львам негде разгуляться»
Фото: Ирина Баженова; 66.RU
Корреспонденты Портала 66.ru вместе с бесстрашным сотрудником зоопарка вошли в вольеры с волками и пумами, чтобы понять, каково это — остаться один на один с дикими хищными животными.

Несколько лет назад Евгения Астраханбеева приехала из Тольятти в Екатеринбург. На сайте местного зоопарка увидела объявление: требуется сотрудник. Подумала: «Почему бы и нет?». Пришла на собеседование. Тут выяснилось, что у Евгении образование экономиста, но работа в офисе (белые стены, белый потолок, белые рубашки и черные отполированные столы) оказалась скучнее, чем она думала. А тут зоопарк (в родном городе зоопарка никогда не было). Совсем другой мир.

Прошло два года. Сейчас она заведует сектором отдела хищников. Отвечает за содержание, разведение и сохранение редких видов животных. Евгения согласилась рассказать нам, каково это — каждый день входить в клетку к красным волкам, медведям, пумам и тиграм, довольны ли животные жизнью в зоопарке и где им будет лучше — в центре или на окраине Екатеринбурга.

Обычный герой. «В центре Екатеринбурга зоопарку тесно: львам негде разгуляться»

Заходим в вольер к красным волкам. Они дружно бегут друг за другом по периметру, делают несколько кругов. К незнакомым близко не подходят. Наконец забираются на самый верх скалы и вниз уже не спускаются. Изучают гостей. На фото: красные волки Чингиз и Гуня (отец и сын), шакал Тесса (занесен в Красную книгу) и лис Лютик.


«Меня часто спрашивают: хорошо ли животным в зоопарке. Отвечаю: хорошо!»

Когда меня поставили на волчий ряд, я испытала шок. Мне попались леопарды, они не любят чужаков. Они шипели и рычали. У меня мурашки побежали по коже! В пяти сантиметрах увидеть такого хищника — это, конечно, некомфортно. Хотя для меня самое страшное — когда с ними что-то случается и я ничем не могу помочь. Звери могут заболеть, особенно если кто-то живет на улице. Косточку неудачно съесть и пораниться.

В клетку к тиграм, пумам, львам или медведям заходить нельзя. Это опасные животные. Если животное заболело, то под присмотром ветеринара ему дают снотворное. После этого уже бояться нечего. Да, у нас есть животные, которых мы сами выходили, выкормили, но это не значит, что они будут считать нас своими. Хотя многие отличают нас от посетителей по запаху, ищут в толпе. Свободно можно заходить к ручным хищникам, но их в зоопарке мало. Есть лиса и скунс. А вот лисички-фенечки могут укусить. К ним можно зайти, но лучше не трогать, им это не нравится. Скоро должны появиться песцы и барсучиха. Песцов мы можем приручить, а вот барсука — нет, это невозможно. Они очень злые.

У меня часто спрашивают, хорошо ли животным в зоопарке. Есть мнение, что они здесь мучаются. Это не так. У нас комфортные условия. Им вовремя приносят еду, всегда убрано. Мы придумываем для них разные игрушки. Они неплохо живут в зоопарке. Если комфортные условия, если они здоровые, бегают и счастливы — почему нет?

Обычный герой. «В центре Екатеринбурга зоопарку тесно: львам негде разгуляться»

Пумам всего три месяца, но постоять за себя они могут уже сейчас. У них сильные лапы и в случае опасности пумята не задумываясь выпустят когти. Евгения была одной из тех, кто выкармливал детенышей. Сейчас она пытается погладить одного из них, но тот отбивается и шипит. В соседнем вольере гуляет их мама. Вольер закрыт тяжелой перегородкой.

«Все думают, что наши животные голодные. Это не так»

Посетители зоопарка думают, что животные здесь голодные, и часто пытаются их накормить. Идут с печеньем и кормят медведей, с попкорном... Зачем? Это же человеческая еда, им этого нельзя. Это еще одна причина, почему мы не можем выпустить животное на открытую площадку, чтобы было красиво, как в Европе. Люди просто испортят животное, собьют весь рацион.

Нас упрекают, что в клетках у животных бывает грязно. Но не нужно забывать, что животные тоже капризничают. Они могут с утра не перейти в другое помещение, чтобы мы могли сделать уборку. Ложится спать — и все. Так косточка и лежит, и ее никто не убирает. Ягуар у нас очень капризный. Он с утра спит, его не разбудишь! Одним глазом на тебя посмотрит — и дальше будет спать. А после обеда проснется и пойдет. Но люди придут и скажут: «У него не убираются, за ним не следят». А как им объяснить, что не хочет он с утра переходить в соседний вольер.

Животные посетителей не замечают, они к ним привыкли. Они занимаются своими делами. Правда, ягуар у нас очень любопытный. Он очень любит детишек и следит за ними. Если везут коляску, то он пройдет вдоль ограждения и будет смотреть за ней. А так… Мишки привыкшие. Они идут на контакт с людьми. Иногда сами к ним подходят и клянчат.

Обычный герой. «В центре Екатеринбурга зоопарку тесно: львам негде разгуляться»

Сотрудники зоопарка предупреждают: посетителям кормить медведей нельзя. «Взрослые приводят детей и разрешают им «погладить мишку». Сколько раз мы предупреждали — нельзя давать руку медведю! Медведь может и укусить. Это очень опасно», — говорит Евгения.

«Зоопарку тесно в центре города»

Екатеринбургскому зоопарку тесно в центре города. Нам нужна площадь побольше, чтобы тиграм и львам было где разгуляться. Ради этого я готова работать даже на окраине. Я была в европейских зоопарках: в Праге, в Амстердаме, на Кипре. На Кипре маленький, но очень уютный зоопарк. Там есть даже зубры, ламы… Они живут все вместе. У них огромное пространство, большие вольеры. Есть много редких птиц, которых нет у нас. У каждого своя поилка, у каждого свой бассейн. В Праге очень большой зоопарк. Я ходила там часов восемь! Нам есть куда развиваться.

Практически у всех хищников появилось потомство в зоопарке. Бенгальская тигрица рожала дважды. Сейчас она родила четверых. Котятки в хорошем состоянии. Два самца, две самки. Они все еще здесь, с мамкой. Мы соединяли львов. Но пока неизвестно, беременна у нас львица или нет. С июня львы живут вместе, в двух вольерах.

Обычный герой. «В центре Екатеринбурга зоопарку тесно: львам негде разгуляться»

Сотрудники зоопарка заходят в клетку ко львам только в случае необходимости. Например, если животное заболело. Перед этим его на время усыпляют под присмотром ветеринара. Прежде чем принести еду, хищника просят перейти в соседний вольер. В зоопарке целая система перегонных устройств (туннелей). На фото: лев Эрни. Рысь Бука (занесена в Красную книгу).

«Многие мечтают о хищнике в доме — это опасно»

Крупных хищников вам никто не продаст. Это запрещено. Держать хищников в доме опасно и для вас, и для самого животного. Если с ним что-то случится, то в ветклинике вас не примут. Там просто не знают, что с ним делать. Поэтому несут к нам. У нас как-то лечили сурикатов, которых семья из Екатеринбурга купила в Москве. А у нашего рабочего дома живет камышовый кот. Они очень сдружились в зоопарке, кот шел на руки только к Сереже. Зато теперь к Сереже в гости никто не ходит, потому что все боятся кота. Если кто-то чужой приходит домой, он воспринимает это как агрессию. Это его территория, и у него есть один хозяин, которому он подчиняется.

Я против передвижных зверинцев. Все они в ужасном состоянии. Я видела их в Омске, в Тольятти. Там не убрано, не ухожено, некомфортно. Вольеры очень маленькие, животное практически зажато в тиски, оно не может двигаться. Думаю, пока не примут специальный закон, с этим ничего нельзя поделать. Так и будут мучить животных.

Обычный герой. «В центре Екатеринбурга зоопарку тесно: львам негде разгуляться»

«Животные посетителей не замечают, они к ним привыкли». На фото: египетская летучая собака.

У амурского тигра до сих пор нет опекуна, потому что это недешевое удовольствие. Тигр съедает в день 15 кг мяса. А ему еще нужно давать сердце, печень. Недавно «Радио СИ» взяло под опеку львов. Когда у льва Эрника был день рождения, они приносили ему подарки. Вообще на волчатне (волчий ряд, — прим. 66.ru) очень много свободных животных, которых можно взять под опеку.

Фото: Ирина Баженова; 66.RU