Сегодня в рубрике «Изнанка бизнеса» мы расскажем об одном из самых древних феноменов в истории человечества — попрошайничестве. Этот бизнес хорошо выстроен, рынок давно поделен, а его участники наотрез отказываются общаться с посторонними.
Тем не менее нам удалось найти человека, который согласился рассказать некоторые детали бизнеса на нищих в Екатеринбурге. При этом он подчеркивает, что сам таким делом никогда не занимался, но хорошо знает некоторые детали от своих бизнес-партнеров.
По традиции мы сохраняем полную анонимность рассказчика.
Для занятия этим бизнесом нужно полное отсутствие моральных ограничений. Это же рабство в чистом виде! Так что если тебя ничего не интересует, кроме прибыли (а здесь она огромна), то вперед. Правда рынок уже поделен и тебя туда просто так никто не пустит.
Центр города и оживленные пешеходные улицы — традиционное место работы нищих. |
Если ты думаешь, что всех нищих в городе контролирует кто-то один, то это не так. Существует несколько коллективов, как правило, этнических, которые этим занимаются. Просто рынок слишком велик для того, чтобы появился монополист. Все главные места ты и без меня знаешь: вокзалы, выходы из метро, церкви, кладбища, центр города и перекрестки дорог.
Подавляющее большинство нищих на улицах кому-то принадлежит. Как собственность. Наивно думать, что нищий просит подаяние для себя. Если он стоит в определенном месте, значит так надо. Значит, за это место кто-то заплатил и оно ему принадлежит. То есть нищие других хозяев там работать не могут. Я уже не говорю о залетных — их за десять минут убирают с точки. Так что каждый раз, когда ты подаешь какому-нибудь инвалиду или старушке, знай, что эти деньги отправляются прямиком в карманы их хозяев.
Хозяин владеет сразу несколькими нищими: иногда счет идет на десятки человек. Тут нужно понимать, что ему необходимо иметь сразу несколько типажей: мать с грудным ребенком, ветеран горячей точки, старушка или старик, дети и просто инвалиды.
При этом затраты на ведение бизнеса минимальны. Реквизит, съемные квартиры, питание для попрошаек, ну и проплата места.
Стоимость места для одного нищего зависит от нескольких факторов. Например, проходимость. В центре, естественно, ставка выше. Но в целом колеблется от 15 000 до 30 000 рублей в месяц, в зависимости от места. Оплата идет, естественно, в полицию.
Дети практически всегда занимаются попрошайничеством против своей воли. |
К «реквизиту», кстати, относятся и грудные дети, как бы цинично это ни звучало. Цыгане их берут на прокат (в среднем, за 6000 рублей в неделю), но чаще покупают или воруют. В последнее время своих детей стали продавать не только наши алкоголики и наркоманы, но и приезжие из Средней Азии. Поверь мне, продают недорого.
Часто людей обманом вовлекают в занятие попрошайничеством. Это касается инвалидов и детей. Но есть и профессиональные нищие, которые ничего больше не умеют в жизни, а самое главное — не хотят.
Нищие работают круглый год, правда, с выходными. |
Нищие работают круглый год. Хотя у них, как и у обычных граждан, нормированный рабочий день и есть выходные. Естественно, за ними всегда приглядывают специальные ребята (у цыган это чаще всего дети), которые в течение дня контролируют перемещения своих подшефных и забирают выручку. Некоторые хозяева забирают все подчистую, другие оставляют своим подопечным несколько сотен рублей в день.
Попрошайничество не карается Уголовным кодексом. В Советском Союзе была статья за тунеядство, но ее отменили в 1991 году, так что с юридической точки зрения бизнесу ничего не угрожает.
Многих нищих силой заставляют выходить на паперть. |
В принципе, нищим может работать любой. Тебя вот, например, посадить в подвал недельки на три — и можно спокойно выпускать хоть на Вайнера, хоть на вокзал, после инструктажа, конечно. Но все же для нищенства нужен талант, как у Паниковского, например. Я видел одного персонажа, так вот он вполне удачно выдавал себя за старушку на костылях. Это надо уметь.
Перед тем как выпустить нищего на работу, с ним серьезно занимаются: ставят голос, учат правильно сидеть, правильно говорить: «Подайте ради Христа!». Все нацелено на то, чтобы вызвать у прохожего жалость.
Однако встречаются личности, для которых просить милостыню — подлинное призвание. |
Огромную долю этого рынка занимают цыгане. Они же возят сюда из Средней Азии своих родственников — так называемых люля (среднеазиатские цыгане, — прим. ред.) на заработки. Говорят, они в этом бизнесе аж с XII века.
Цыганская магия — миф. Только ловкость рук и основы гипноза. |
Многие не верят в цыганскую магию и правильно делают. Нет никакой магии — есть набор особых техник, основанных на гипнозе. Грубо говоря, с человеком начинают говорить и при помощи последовательности из слов и жестов вводят в транс. Особенно сильно этому подвержены женщины. Неоднократно видел, как дамы доставали кошельки и сами отдавали цыганкам деньги. Поэтому никогда не разговаривайте с группой цыганок на улице — останетесь без наличности.
Попрошайки стабильно зарабатывают у храмов и на кладбищах. |
Те, кто стоит у церквей и храмов, — отдельная каста нищих, там много калек. Некоторые из них никому не платят, но и объект у них, как правило, один, поэтому и доходы ниже. Можно сказать, что они живут при церкви. В остальном обстановка у церквей такая же — все места куплены и случайных нищих там нет. То же самое можно сказать и про кладбища.
Норма прибыли зависит от самого нищего и от места, где он работает. Например, колясочники на перекрестках приносят в день по 2,5–5 тысяч рублей. В городе лучше всего подают инвалидам и матерям с грудничками на руках. У тех, кто стоит у храмов и на кладбищах, самыми хлебными днями в году считаются религиозные праздники, такие как Пасха. В такие дни можно заработать несколько десятков тысяч рублей.
Монеты достоинством менее 50 копеек сдают как металлолом или переплавляют. |
С подаянием поступают по-разному. Например, некоторые хозяева выбрасывают монеты достоинством менее 50 копеек. Но большинство просто берет их на вес. Экономически выгоднее их сдавать в качестве лома или переплавлять.
Сколько зарабатывают хозяева нищих, тебе никто не скажет. Можно только прикидывать. В Екатеринбурге объем этого рынка несколько миллионов долларов.
Сколько на самом деле зарабатывают хозяева нищих, никто не знает. Счет идет на миллионы долларов в год. |
Сам я не подаю и не подавал никогда. Правда, был один случай: в 1992-м ехал по Объездной и на перекрестке что-то замкнуло в голове — подал горсть монет колясочнику. И буквально через пару сотен метров попал в дикую аварию: машина вдребезги, восстановлению не подлежала. Сам чудом остался в живых. С тех пор к нищим отношусь с предубеждением.
Иллюстрации: кадры из мультфильма Aladdin, Walt Diney Company, 1992 год