Пока интеллектуальных споров, требующих вмешательства судебной системы, было немного, с ними вполне справлялись суды общей юрисдикции или обычные арбитражные суды в компетенцию которых входило решение споров по авторским правам.
— В наше время результаты деятельности людей науки, искусства, дизайна составляют значительную, если не большую часть стоимости товара. А стоимость торговых марок, брендов и других средств индивидуализации достигает астрономических сумм. Постоянно появляются новые объекты авторского права, новые способы их использования, которые, очевидно, требуют защиты, в том числе и судебной. Поэтому создание судов по интеллектуальным правам является необходимым условием инновационного развития экономики.
Этот комитет и собрал 14 ноября за «круглым столом» нижней палаты парламента экспертов, чтобы обсудить перспективы создания в России судов по интеллектуальным правам.
В октябре Дума приняла в первом чтении пакет законопроектов, который подводит правовой фундамент под эту идею. Теперь предстояло определить дальнейшие шаги в ее продвижении. Хотя, по мнению председателя Высшего арбитражного суда России Антона Иванова, сейчас важно уже само принципиальное решение о создании такого суда.
Перед таким судом будут все равны — и отдельно взятые граждане, авторы изобретения, картины или литературного произведения, индивидуальные предприниматели, юридические лица, иные организации, нуждающиеся в защите своей интеллектуальной собственности. Как замечают участники «круглого стола», при рассмотрение таких споров, как правило, требуются специальные познания. И их отсутствие не может восполнить проведение экспертизы, «так как сама по себе экспертиза по таким делам нуждается в очень серьезной оценке».
Павел Крашенинников напомнил, что согласно законопроекту суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим дела по спорам в качестве суда первой и кассационной инстанций. Предполагается в состав участников арбитражного процесса включить фигуру специалиста, как в гражданском и уголовном процессе, который «будет осуществлять консультационные функции». Кстати, в тексте законопроекта, по словам Крашенинникова, «фигурирует цифра 30» — такой должна быть общая численность в суде по интеллектуальным правам. Однако депутат считает, что уже сейчас следует подумать на перспективу и определить что, скажем, «через пять лет это будет 50 судей», поскольку количество соответствующих дел будет увеличиваться с каждым годом.