Раздел Общество
31 октября 2011, 12:50

В гибели Як-42 виноват пилот, совершивший «ошибку блондинки»

«П...ц», — только и успел сказать командир экипажа, перед тем как машина врезалась в землю.

Как было установлено расследованием, торможение на взлете не такое уж редкое явление среди членов экипажей Як-42, переучившихся на новый тип с самолетов Як-40.

Расследование катастрофы Як-42Д в аэропорту Ярославля, в которой погибла хоккейная команда местного «Локомотива», завершено, на этой неделе могут быть обнародованы его результаты, а причиной аварии, очевидно, будут названы ошибочные действия при взлете командира экипажа Андрея Соломенцева, пишет «Коммерсантъ».

Дело в том, что системы управления этими самолетами на разбеге — парные педали двойного назначения у каждого из летчиков — схожи. Чтобы подкорректировать направление разбегающегося самолета, пилот нажимает нижнюю часть педалей, отклоняя так называемый руль направления в хвосте, а чтобы затормозить, давит ногой на верхнюю часть по аналогии с автомобилем. Однако есть и существенное, как выяснилось, различие: педали Як-40 имеют снизу специальные полочки-чашки под каблук, поэтому ноги в них можно как бы положить и держать постоянно, в то время как на Як-42 этих полочек нет.

Конструкторы новой машины предполагали, что при разгоне пилоты будут держать каблуки не на педалях, а на полу, лишь изредка подправляя руль направления носками, однако, как убедились авиарасследователи, этого не произошло. Многие летчики, привыкшие к удобным «чашкам» сорокового, предпочли сохранить старую позу — с ногами на педалях — и на новом типе, корректируя направление, соответственно, пятками.

Как уверяют эксперты, «расслабились» на взлете из ярославского аэропорта Туношна 7 сентября и летчики «Як Сервиса» — командир Андрей Соломенцев, просидевший за штурвалом Як-40 более 5 тыс. часов, и второй пилот Игорь Жевелов, только что переучившийся на Як-42. Оба взлетали, сидя в привычных для себя позах — с ногами на педалях.

Как считают специалисты МАК, помимо этой ошибки, летчики разбившегося самолета допустили еще целый ряд роковых оплошностей. Во-первых, они неправильно определили скорость, необходимую для взлета загруженного под завязку самолета. Во-вторых, уже отправившись в разбег, один из пилотов чуть отодвинул штурвал от себя вместо того, чтобы держать его в нейтральном положении. Это обстоятельство тоже не было критичным: отклоненный на пикирование руль высоты и притормаживание пилоты легко компенсировали бы традиционным способом — тягой двигателей и более энергичным отрывом передней стойки. Однако прижатые к бетонке передние колеса вдруг начали вибрировать. Здесь сыграли свою роль еще два уже не зависящих от летчиков фактора — мелкие неровности полосы и подразбитые амортизационные стойки переднего шасси, усилившие вибрацию. Тряска спровоцировала командира начать отрыв от земли еще раньше, на скорости 185 километров в час, после чего он и получил вполне предсказуемый результат — колеса от земли не оторвались.

По сути, у экипажа оставался единственный выход — прекратить взлет и начать экстренное торможение. Однако в этом случае «Локомотив» уже не успел бы на первый свой матч в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) и «Як Сервис» ждали бы штрафные санкции. Кроме того, авиационное ЧП в ярославском аэропорту «Туношна», который принимал в день катастрофы самолеты высокопоставленных участников международного саммита «Современное государство в эпоху социального многообразия» и на который приезжал и президент РФ Дмитрий Медведев, способно было поставить жирный крест на летной карьере пилотов.

Крушение Як-42 произошло 7 сентября. Самолет рухнул в 2 километрах от аэропорта Ярославля, практически сразу после взлета, даже не набрав высоту. При ударе о землю лайнер развалился, часть воздушного судна упала в реку. В результате крушения погибли 44 человека из 45 находившихся на борту. Единственный выживший — бортинженер Александр Сизов.

Среди погибших спортсменов — свердловчанин Александр Вьюхин и южноуральцы Александр Калянин и Геннадий Чурилов, землячка последних Надежда Максумова, работавшая бортпроводницей, отец игрока тюменского хоккейного клуба «Рубин» Антона Зимина — Андрей Зимин, работавший врачом в ярославском «Локомотиве».

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.