Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Уголь будет главной задачей визита Дмитрия Медведева в Монголию

25 августа 2009, 08:56
Сегодня Медведев начнет визит в Монголию, в которой Россия рассчитывает получить контроль над крупными месторождениями урана и обеспечить себе доступ к угольному месторождению Таван-Толгой.
Формально двухдневный визит Дмитрия Медведева в Улан-Батор приурочен к 70-летию российско-монгольской победы над Японией на реке Халхин-Гол. По словам помощника президента РФ Сергея Приходько, одним из главных итогов визита станет подписание Дмитрием Медведевым и его монгольским коллегой Цахиагийном Элбэгдоржем декларации о развитии стратегического партнерства между РФ и Монголией. Скрепить альянс призваны совместные военные учения, которые начались 17 августа и продлятся до 15 сентября.

Другим проявлением дружбы должно стать подписание новых контрактов по участию российских компаний в освоении недр Монголии. Как сообщил Сергей Приходько, президенты обсудят вопрос об участии "Росатома" в разведке, добыче и переработке урановых руд на Дорнодском узле. В конце июля Цахиагийн Элбэгдорж заявил, что Россия может быть привлечена к освоению месторождения "Мардай". Как подтвердил "Ъ" источник, близкий к госкомпании, в Улан-Баторе планируется подписание соглашения о создании СП "Росатомом" и правительством Монголии по разработке этого месторождения.

Но на этом положительные новости, похоже, заканчиваются. По информации "Ъ", президенту Медведеву предстоит обсуждать проблемы другого российского проекта по освоению монгольских недр — СП "Развитие инфраструктуры", которое было создано ОАО РЖД и монгольскими госкомпаниями КОО "Эрдэнэс-МГЛ" и "Монголын томор зам" по итогам майского визита в Улан-Батор премьера РФ Владимира Путина. В задачи СП входит модернизация железных дорог страны и строительство инфраструктуры к крупнейшим месторождениям.

Как заявил "Ъ" тогда глава РЖД Владимир Якунин (см. "Ъ" от 14 мая), в качестве взноса монгольской стороны СП должно получить права на освоение крупнейших месторождений страны, прежде всего — угольного Таван-Толгой с запасами до 6 млрд тонн (разведанные запасы составляют около 900 млн тонн). Само СП заниматься разработкой месторождений не должно — оно обязано провести конкурсы для выбора партнеров, с которыми будут созданы проектные компании, где СП получит 25% плюс одну акцию, инвестор — 75% минус одну акцию. Проект освоения Таван-Толгоя, предлагаемый РЖД, предусматривает строительство от месторождения железнодорожной ветки к Улан-Баторской железной дороге (УБЖД, на 50% принадлежит РФ), откуда уголь должен доставляться по Транссибу в российские порты на Дальнем Востоке и далее — в Японию и Южную Корею.

Однако сразу после подписания документов о создании СП эти масштабные планы начали сталкиваться с противодействием других игроков, прежде всего — Китая. Как рассказал "Ъ" источник в МИД РФ, участвовавший в подготовке поездки, в Москве с большим беспокойством восприняли активизацию в Монголии китайских госкомпаний. В июле министерство транспорта Монголии и министерство железных дорог КНР подписали меморандум о взаимопонимании, подразумевающий участие Пекина в модернизации железных дорог страны. При этом Пекин также предлагает строительство железнодорожной ветки к Таван-Толгою для экспорта руды, но через Китай, а не через Россию.

Этот план находит поддержку у некоторых членов правительства Монголии. "Нам необходимо построить дорогу от Таван-Толгоя для экспорта угля в КНР, а через тяньцзиньский порт — в другие страны",— заявил 15 августа министр транспорта Монголии Халтмаагийн Баттулга в интервью монгольской газете Udriin Sonin. Предлагаемый Китаем вариант транспортировки руды с Таван-Толгоя поддерживают и многие монгольские эксперты. Дело в том, что еще в конце прошлого года Всемирный банк по заказу Улан-Батора провел исследование о том, какой из путей транспортировки будет дешевле. Как отмечается в этом докладе, транспортировка на юг откроет дорогу углю с Таван-Толгоя на огромный рынок КНР, а перевоз руды в Японию и Южную Корею именно через китайский порт Тяньцзинь окажется в два раза дешевле, чем через Россию.

Более того, китайские компании уже начали реализовывать этот проект. Как сообщила в январе госкомиссия КНР по управлению государственными активами, китайская компания Shenhua (она участвует в тендере на освоение Таван-Толгоя) приступила к строительству железной дороги к южной границе Монголии, предназначенной для транспортировки угля и меди. Проект должен быть завершен уже в 2011 году. "Строительство этой дороги является частью планов по освоению месторождения Таван-Толгой",— отмечается в сообщении госкомиссии КНР.

Учитывая жесткую конкуренцию со стороны Китая, в ходе визита Дмитрий Медведев наверняка постарается добиться подтверждения майских договоренностей и гарантии, что Улан-Батор будет сотрудничать именно с РЖД. Скорее всего, для этого Москве придется продемонстрировать выполнение всех взятых на себя финансовых обязательств. Как уже писал "Ъ" 14 мая, в обмен на предоставление "Развитию инфраструктуры" прав на разработку монгольских месторождений Россия обещала внести в СП $1,5 млрд. Как сообщал "Ъ" тогда Владимир Якунин, помимо этого до конца года уставный капитал УБЖД должен быть увеличен на $250 млн, причем Россия помимо внесения своей половины обязалась помочь Монголии профинансировать ее взнос.

Таким образом, вытеснение китайских конкурентов обойдется РФ как минимум в $1,75 млрд. При этом данная сумма — явно не последние затраты. По словам главы РЖД, освоение монгольских месторождений потребует не менее $7 млрд, так что реализация проекта невозможна без поддержки из российского бюджета. Кроме того, для поддержки проекта Москва наверняка должна будет продолжить кредитовать Монголию на льготных условиях. Так, по словам Сергея Приходько, в ходе визита будет обсуждаться вопрос о предоставлении Монголии кредита в $300 млн на закупку российской сельхозтехники, зерна и удобрений.

По мнению экспертов, единственным фактором, который может склонить Улан-Батор к более тесному сотрудничеству с Москвой, является боязнь чрезмерного участия китайского капитала в освоении месторождений. "С учетом этого фактора для Монголии вопрос владения южными месторождениями сопряжен с самыми серьезными опасениями",— отмечает Ирина Морозова из лейденского Международного института азиатских исследований. Однако сейчас монгольские власти заинтересованы в скорейшем запуске месторождений, чтобы выполнить свои социальные обязательства, так что предпочтение, скорее всего, будет отдано платежеспособному игроку.