Раздел Политика
25 августа 2009, 08:56

Уголь будет главной задачей визита Дмитрия Медведева в Монголию

Сегодня Медведев начнет визит в Монголию, в которой Россия рассчитывает получить контроль над крупными месторождениями урана и обеспечить себе доступ к угольному месторождению Таван-Толгой.
Формально двухдневный визит Дмитрия Медведева в Улан-Батор приурочен к 70-летию российско-монгольской победы над Японией на реке Халхин-Гол. По словам помощника президента РФ Сергея Приходько, одним из главных итогов визита станет подписание Дмитрием Медведевым и его монгольским коллегой Цахиагийном Элбэгдоржем декларации о развитии стратегического партнерства между РФ и Монголией. Скрепить альянс призваны совместные военные учения, которые начались 17 августа и продлятся до 15 сентября.

Другим проявлением дружбы должно стать подписание новых контрактов по участию российских компаний в освоении недр Монголии. Как сообщил Сергей Приходько, президенты обсудят вопрос об участии "Росатома" в разведке, добыче и переработке урановых руд на Дорнодском узле. В конце июля Цахиагийн Элбэгдорж заявил, что Россия может быть привлечена к освоению месторождения "Мардай". Как подтвердил "Ъ" источник, близкий к госкомпании, в Улан-Баторе планируется подписание соглашения о создании СП "Росатомом" и правительством Монголии по разработке этого месторождения.

Но на этом положительные новости, похоже, заканчиваются. По информации "Ъ", президенту Медведеву предстоит обсуждать проблемы другого российского проекта по освоению монгольских недр — СП "Развитие инфраструктуры", которое было создано ОАО РЖД и монгольскими госкомпаниями КОО "Эрдэнэс-МГЛ" и "Монголын томор зам" по итогам майского визита в Улан-Батор премьера РФ Владимира Путина. В задачи СП входит модернизация железных дорог страны и строительство инфраструктуры к крупнейшим месторождениям.

Как заявил "Ъ" тогда глава РЖД Владимир Якунин (см. "Ъ" от 14 мая), в качестве взноса монгольской стороны СП должно получить права на освоение крупнейших месторождений страны, прежде всего — угольного Таван-Толгой с запасами до 6 млрд тонн (разведанные запасы составляют около 900 млн тонн). Само СП заниматься разработкой месторождений не должно — оно обязано провести конкурсы для выбора партнеров, с которыми будут созданы проектные компании, где СП получит 25% плюс одну акцию, инвестор — 75% минус одну акцию. Проект освоения Таван-Толгоя, предлагаемый РЖД, предусматривает строительство от месторождения железнодорожной ветки к Улан-Баторской железной дороге (УБЖД, на 50% принадлежит РФ), откуда уголь должен доставляться по Транссибу в российские порты на Дальнем Востоке и далее — в Японию и Южную Корею.

Однако сразу после подписания документов о создании СП эти масштабные планы начали сталкиваться с противодействием других игроков, прежде всего — Китая. Как рассказал "Ъ" источник в МИД РФ, участвовавший в подготовке поездки, в Москве с большим беспокойством восприняли активизацию в Монголии китайских госкомпаний. В июле министерство транспорта Монголии и министерство железных дорог КНР подписали меморандум о взаимопонимании, подразумевающий участие Пекина в модернизации железных дорог страны. При этом Пекин также предлагает строительство железнодорожной ветки к Таван-Толгою для экспорта руды, но через Китай, а не через Россию.

Этот план находит поддержку у некоторых членов правительства Монголии. "Нам необходимо построить дорогу от Таван-Толгоя для экспорта угля в КНР, а через тяньцзиньский порт — в другие страны",— заявил 15 августа министр транспорта Монголии Халтмаагийн Баттулга в интервью монгольской газете Udriin Sonin. Предлагаемый Китаем вариант транспортировки руды с Таван-Толгоя поддерживают и многие монгольские эксперты. Дело в том, что еще в конце прошлого года Всемирный банк по заказу Улан-Батора провел исследование о том, какой из путей транспортировки будет дешевле. Как отмечается в этом докладе, транспортировка на юг откроет дорогу углю с Таван-Толгоя на огромный рынок КНР, а перевоз руды в Японию и Южную Корею именно через китайский порт Тяньцзинь окажется в два раза дешевле, чем через Россию.

Более того, китайские компании уже начали реализовывать этот проект. Как сообщила в январе госкомиссия КНР по управлению государственными активами, китайская компания Shenhua (она участвует в тендере на освоение Таван-Толгоя) приступила к строительству железной дороги к южной границе Монголии, предназначенной для транспортировки угля и меди. Проект должен быть завершен уже в 2011 году. "Строительство этой дороги является частью планов по освоению месторождения Таван-Толгой",— отмечается в сообщении госкомиссии КНР.

Учитывая жесткую конкуренцию со стороны Китая, в ходе визита Дмитрий Медведев наверняка постарается добиться подтверждения майских договоренностей и гарантии, что Улан-Батор будет сотрудничать именно с РЖД. Скорее всего, для этого Москве придется продемонстрировать выполнение всех взятых на себя финансовых обязательств. Как уже писал "Ъ" 14 мая, в обмен на предоставление "Развитию инфраструктуры" прав на разработку монгольских месторождений Россия обещала внести в СП $1,5 млрд. Как сообщал "Ъ" тогда Владимир Якунин, помимо этого до конца года уставный капитал УБЖД должен быть увеличен на $250 млн, причем Россия помимо внесения своей половины обязалась помочь Монголии профинансировать ее взнос.

Таким образом, вытеснение китайских конкурентов обойдется РФ как минимум в $1,75 млрд. При этом данная сумма — явно не последние затраты. По словам главы РЖД, освоение монгольских месторождений потребует не менее $7 млрд, так что реализация проекта невозможна без поддержки из российского бюджета. Кроме того, для поддержки проекта Москва наверняка должна будет продолжить кредитовать Монголию на льготных условиях. Так, по словам Сергея Приходько, в ходе визита будет обсуждаться вопрос о предоставлении Монголии кредита в $300 млн на закупку российской сельхозтехники, зерна и удобрений.

По мнению экспертов, единственным фактором, который может склонить Улан-Батор к более тесному сотрудничеству с Москвой, является боязнь чрезмерного участия китайского капитала в освоении месторождений. "С учетом этого фактора для Монголии вопрос владения южными месторождениями сопряжен с самыми серьезными опасениями",— отмечает Ирина Морозова из лейденского Международного института азиатских исследований. Однако сейчас монгольские власти заинтересованы в скорейшем запуске месторождений, чтобы выполнить свои социальные обязательства, так что предпочтение, скорее всего, будет отдано платежеспособному игроку.
Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.