Владимир Путин и Дональд Трамп прилетели на Аляску 15 августа. Переговоры продлились 2 часа 45 минут. На совместной пресс-конференции, где журналистам не дали задать ни одного вопроса, оба лидера были осторожны в высказываниях и не рассказали много подробностей.
Но ясно стало одно — сделки пока нет. Путин уточнил, что у него с американским коллегой «наладился доверительный контакт», а Россия «искренне заинтересована в том, чтобы положить конец украинскому конфликту».
В интервью Fox News Трамп оценил встречу на «10 из 10». Американский лидер подчеркнул, что пока не планирует вводить санкции против России и не исключил своего участия в будущих переговорах Путина с украинским президентом Владимиром Зеленским.
«Все пришли к мнению, что лучший способ положить конец конфликту между Россией и Украиной — это перейти непосредственно к мирному соглашению, а не просто к соглашению о прекращении огня, которое часто не выполняется», — написал президент США в соцсетях после встречи.
Руководство Франции, Италии, ФРГ, Британии, Финляндии, Польши, Португалии и Еврокомиссии выпустили совместное заявление. Главные пункты:
Отсутствие конкретных договоренностей они оценивают по-разному.
Американская газета The Washington Post написала, что для российского президента встреча с Трампом стала «удачным днем» и возможностью опровергнуть тезисы о своей международной изоляции. Журналисты The New York Times обратили внимание, что исчезли и дедлайны, ранее установленные Трампом. Включая тот, что истек на прошлой неделе — за отказ России установить долгосрочное прекращение огня.
Лондонская The Times утверждает, что саммит породил больше вопросов, чем ответов. Замечание Трампа, что продолжение мирного процесса зависит от Зеленского. Газета посчитала знаком того, что лидер Украины «будет назначен виновником неудачи американской мирной инициативы».
Британское издание The Guardian написало «о настоящей любви», которая проявилась между американским и российским лидерами в ходе саммита. В статье Дэвид Смит написал, что Путину дали высказаться первым на пресс-конференции. Это, по его мнению, выглядело странно, учитывая, что США были принимающей стороной. Еще любопытнее, что сам Трамп говорил меньше, чем его коллега.
Большинство СМИ назвали встречу безрезультатной. Но китайская China Daily уверена, что прошедшую встречу не стоит обесценивать.
«Факт того, что результатом саммита не стало немедленное прекращение огня, не должен перевешивать значимость этого саммита. Несмотря на многочисленные преграды, это взаимодействие создало канал связи и, что, возможно, еще важнее, привнесло некоторое количество доверия. В дипломатии доверие — то основание, на котором строится весь дальнейший прогресс. И в этом смысле саммит на Аляске может оказаться шагом в правильном направлении», — говорится в материале.
Зеленский заявил, что Киев поддерживает предложение устроить трехсторонний саммит Украины, США и России, подчеркнув, что «ключевые вопросы могут обсуждаться на уровне лидеров». «Ради надежного обеспечения безопасности», в процессе должны участвовать лидеры европейские страны.
Он принял предложение Трампа и встретится с ним в Вашингтоне 18 августа.
Кремль пока не публиковал официальную позицию по поводу итогов переговоров. Но это уже сделали зампредседателя Совета безопасности Дмитрий Медведев и официальный представитель министерства иностранных дел Мария Захарова.
Первый заявил о восстановлении «полноценного механизма встреч» без ультиматумов и угроз между Россией и США. Главным итогом Медведев считает то, что обе стороны возложили ответственность за достижение будущих результатов на Киев и Европу.
Мария Захарова опубликовала всего один пост. Его она посвятила западным СМИ. Чиновница считает, что они «находятся в состоянии, которое можно назвать помешательством, переходящим в полное безумие»: «Три года они рассказывали об изоляции России, а сегодня увидели красную ковровую дорожку, которой встречали российского президента в США».
Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что, переговоры на Аляске могут повлиять на несколько ключевых направлений международной политики. Аналитики предполагают, что страны могут перейти от постепенного урегулирования украинского конфликта и восстановления доверия между Москвой и Вашингтоном к долгосрочному взаимодействию в сфере безопасности и экономики.