Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Суд в кратчайшие сроки вынесет приговор американскому репортеру Эвану Гершковичу. Три причины для спешки

18 июля 2024, 19:37
Суд в кратчайшие сроки вынесет приговор американскому репортеру Эвану Гершковичу. Три причины для спешки
Фото: Дмитрий Антоненков, 66.RU
Уже в конце июля журналиста The Wall Street Journal (WSJ), которого обвиняют в шпионаже, собираются отправить в колонию. Хотя изначально вынести решение по уголовному делу планировали в августе. Корреспондент 66.RU разобрался, почему суд решил рассмотреть дело Эвана Гершковича в кратчайшие сроки.

Следствие считает, что журналист WSJ по заданию ЦРУ собирал секретную информацию о деятельности оборонного предприятия «Уралвагонзавод» (находится в Нижнем Тагиле). 32-летний репортер своей вины не признает.

Уголовное дело Гершковича поступило в Свердловский областной суд 14 июня. Первое заседание состоялось 26 июня. Сначала судья Андрей Минеев назначил второе заседание на 13 августа, но по просьбе защиты его внезапно перенесли на 18 июля. Прения сторон — финальную часть рассмотрения дела — назначили на 19 июля. Это значит, что уже завтра гособвинение может запросить Гершковичу срок. Журналисту грозит до 20 лет лишения свободы.

Суд в кратчайшие сроки вынесет приговор американскому репортеру Эвану Гершковичу. Три причины для спешки
Фото: Антон Буценко, 66.RU

На входе в коридор поставили силовиков, чтобы никто не смог приблизиться к залу заседания и подслушать, что там говорят

За короткое время суд успел закончить судебное следствие, то есть исследовать доказательства, допросить подсудимого, экспертов, а также свидетелей обвинения и защиты.

Например, сегодня допросили депутата Законодательного собрания Свердловской области Вячеслава Вегнера. Парламентарий ранее давал интервью Гершковичу и отвечал на вопросы про отношение уральцев к ЧВК «Вагнер» и СВО.

Вячеслав Вегнер

При этом, как стало известно 66.RU, в суде не допросили одного из главных свидетелей — политтехнолога Ярослава Ширшикова, который тоже давал интервью журналисту, провел с ним больше всего времени, водил его по Екатеринбургу и знакомил с другими героями. Сейчас Ширшиков находится в СИЗО-4 города Камышлова, сообщил нам его адвокат Федор Акчермышев.

Кого еще допросили в суде — неизвестно. Заседания проходят в строгой секретности без допуска журналистов и общественности. Даже британского генконсула Амира Котеча, как и остальных, оставили стоять подальше от зала, где рассматривают дело. Адвокат Гершковича дело не комментирует.

Суд в кратчайшие сроки вынесет приговор американскому репортеру Эвану Гершковичу. Три причины для спешки
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Амир Котеча

Суд в кратчайшие сроки вынесет приговор американскому репортеру Эвану Гершковичу. Три причины для спешки
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Британский журналист BBC Стивен Розенберг тоже приехал освещать суд

Адвокат конторы «Логард» Георгий Краснов в разговоре с 66.RU, опираясь на практику, сказал, что у спешки суда могут быть два объяснения. Свердловский областной суд выступает в деле первой инстанцией и в отличие от районных судов Екатеринбурга не имеет такой загруженности.

«Он может посвящать одному делу весь рабочий день, а не два-три часа, и более свободен в графике. Это самая главная причина. Вторая — объем уголовного дела. Плюс в деле нет потерпевших. Не обязательно рассматривать все тома. По ходатайству стороны исследуют только то, что хочет обвинение и защита. А с учетом того, что это политическое дело на общественном контроле, это добавляет мотивации, чтобы рассмотреть как можно скорее. Но за что можно ручаться 100% — дело рассматривает облсуд как первая инстанция, а у судьи небольшая нагрузка», — рассказал Краснов.

Ранее президент РФ Владимир Путин признавался, что освобождение Гершковича возможно. «Есть определенные условия, которые обсуждаются по партнерским каналам между спецслужбами. Мне кажется, что можно об этом договориться», — говорил глава государства в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону. 17 июля министр иностранных дел Сергей Лавров добавил, что российская и американская стороны обсуждают обмен заключенными.

Можно вспомнить предыдущее политическое уголовное дело. По нему проходила американская баскетболистка Бриттни Грайнер. Химкинский суд Москвы провел первое заседание 1 июля 2022 года и вынес приговор 4 августа. Спустя несколько месяцев, в начале декабря спортсменка вернулась в США. Ее обменяли на «оружейного барона» Виктора Бута.

Издатель Wall Street Journal Альмара Латура и главный редактор газеты Эммы Такер присылали в редакцию 66.RU коллективное письмо: «Неправомерное задержание Эвана продолжает оставаться разрушительным покушением на его свободу и его работу, а также непостижимым нападением на свободную прессу. Основные факты не изменились: Эван — журналист, аккредитованный российским правительством, а журналистика не является преступлением. Пришло время вернуть Эвана домой, и мы продолжаем требовать его немедленного освобождения».

Вывод. Среди причины для ускорения:

  • низкая загруженность судей Свердловского областного суда;
  • политический аспект — международное и общественное давление;
  • обмен Гершковича возможен только после приговора.

Эван Гершкович — репортер, освещающий события в России, Украине и на территории бывшего Советского Союза. Ранее он работал в Agence France-Presse, Moscow Times и New York Times. Гершкович постоянно проживал в Москве.

В конце марта стало известно, что Гершкович пропал во время командировки в Екатеринбург. Позже в ФСБ сообщили: «Пресечена противоправная деятельность аккредитованного при МИД России корреспондента московского бюро американской газеты The Wall Street Journal, гражданина США Гершковича Эвана, 1991 года рождения, подозреваемого в шпионаже в интересах американского правительства». Журналиста задержали «при попытке получения секретных сведений». «По заданию США» он собирал составляющие государственную тайну материалы «о деятельности одного из предприятий российского военно-промышленного комплекса», утверждает ведомство. Затем Гершковича доставили в Москву и поместили в СИЗО. Рассматривать дело журналиста решили в Екатеринбурге.