В начале августа президент РФ Владимир Путин потребовал прекратить госзакупки иностранных автомобилей для чиновников и заявил, что госслужащие должны ездить на машинах российского производства.
Первые решения о выборе в пользу отечественных машин сделали региональные чиновники. В правительстве Свердловской области приостановили все тендеры на закупку новых иномарок.
Теперь и депутатов начнут пересаживать на российские автомобили. В понедельник, 18 сентября, Совет Госдумы единогласно принял такое решение. Теперь власти субъектов должны будут арендовывать своим представителям в нижней палате только отечественные машины.
В период с 2021 по 2023 год на аренду автомобилей для поездок депутатов выделяли по 13 млн рублей ежегодно. При этом в ковидный 2020-й сумма была на 3 млн меньше, свидетельствуют данные портала госзакупок. С 2016 по 2019 год выделяли еще меньше, исключение — 2017 год, когда на аренду автомобилей для депутатов направили 11,4 млн рублей. На этих машинах народные избранники ездят к людям в округах, которые они представляют в Госдуме.
Сумма, которую готовы потратить на арендованные машины, зависит от количества самих депутатов. В восьмом созыве Свердловскую область представляют 13 парламентариев. В 2020 году их было 10 человек. Поездки каждого из них стоили бюджету 1 млн рублей в год.
При этом фактически выплаченная сумма с 2019 года падает. Если тогда из федерального бюджета компания-перевозчик получила 8,35 млн рублей, то в 2022 году — уже 7,48 млн рублей. За восемь месяцев 2023 года свердловские депутаты уже накатали на 5,96 млн рублей.
|
---|
При этом почасовая стоимость аренды автомобиля с водителем для депутатов из года в год растет. За восемь лет цены на услуги выросли на 200 рублей — с 750 р/ч в 2016 году до 950 р/ч в 2023-м.
В госконтрактах не указывали марки желаемых автомобилей, но там прописали характеристики. Для депутатов арендуют седаны с мощностью 186 л. с. и длиной около 4,8 м. Под эти характеристики подходят Hyundai Sonata, KIA k5 и Toyota Camry, объяснил автообозреватель 66.RU Кирилл Зайцев. Однако в сегодняшних условиях российского авторынка картина может измениться.
«По совокупности заявленных характеристик и с оглядкой на состояние российского авторынка в эту закупку могут пролазить только китайские импортные модели или китайские локальной досборки: Chery — Arrizo 8, BYD Seal, но автомобиль электрический. Попадает в условия заявки и китайский локальный седан Toyota — Avalon. Он чуть длиннее (4,9 м) заявленного и чуть мощнее. Возможно, на то и расчет: Avalon заменил российским автолюбителям Camry», — считает Кирилл Зайцев. По его словам, под существующие требования госзакупок не подходит ни один российский автомобиль.
Сами депутаты в новых правилах не видят проблем. Единоросс Максим Иванов рассказал корреспонденту 66.RU, что регулярно использует служебный автомобиль для поездок к избирателям. Какой марки будет автомобиль, его не беспокоит. «Я предпочту ту машину, которую предоставит мне правительство Свердловской области. Если будет там «Запорожец», будем ездить на «Запорожце», если «Москвич», то будем на «Москвиче». Мы от машин вообще не зависим», — заявил Иванов.
Депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» Андрей Кузнецов сказал корреспонденту 66.RU, что не использует эту услугу, а ездит к избирателям на личном автомобиле. «Решение о пересадке чиновников на отечественные автомобили считаю правильным. Если власть будет заинтересована в том, чтобы отечественное автомобилестроение развивалось и наши авто были современными, комфортными и качественными», — подытожил Кузнецов.