Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Губернаторы остались без автомобилей: иномарки покупать нельзя, а российских машин нет

Владимир Путин
16 августа 2023, 16:55
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Владимир Путин запретил чиновникам закупать автомобили иностранного производства. Пока только на словах. Никаких законодательных инициатив, регулирующих закупки автомобилей для нужд госслужащих, выдвинуто не было. Тем временем региональные чиновники стараются сохранить имеющийся автопарк иномарок. Политологи уверены, что в скором времени о требовании президента все забудут. Так уже было и в 2008 году, и четырьмя годами позже.

Правительство Свердловской области отказалось от покупки новых автомобилей. Судя по ответу департамента информационной политики региона на запрос 66.RU, по двум причинам: отсутствие необходимого финансирования и предложение президента Владимира Путина — глава государства рекомендовал всем чиновникам пересесть в машины российского производства.

По большей части автопарк свердловского правительства состоит из автомобилей Toyota. Последний раз правительство объявляло два тендера на покупку трех новых машин в ноябре 2022 года. Это были южнокорейские Kia. Один из контрактов впоследствии расторгли.

Губернаторы остались без автомобилей: иномарки покупать нельзя, а российских машин нет
Фото: Настя Кеда, 66.RU

Помимо Toyota, в автопарке есть легковые, грузовые автомобили, автобусы и спецтехника российских марок (Газ, КАМА3, КАв3), а также итальянского (Iveco), немецкого (Volkswagen и Mercedes) и корейского (Kia) производства.

Треть машин — старше 10 лет с пробегом в районе миллиона километров. Однако, утверждают в департаменте, «степень износа на данный момент позволяет эксплуатировать технику, и в ближайшее время закупки не планируются».

Губернаторы остались без автомобилей: иномарки покупать нельзя, а российских машин нет
Фото: архив 66.RU

Политолог Сергей Мошкин считает, что таким образом региональное правительство отреагировало на требования президента Владимира Путина, однако долгой пауза не будет.

«Что касается нашего правительства и решения остановить закупки. Ну, они должны были как-то отреагировать. Зачем пока лезть в бутылку. Но потом потихоньку забудут об этих словах», — считает он.

Пересесть на продукцию отечественного автопрома президент России Владимир Путин велел чиновникам в начале августа.

«Где-то будет поскромнее, чем раньше, — ничего страшного. Наоборот, даже хорошо. Все это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, отечественных автомобилей и другой отечественной продукции», — заявил он на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности.

Официальный запрет на иномарки для чиновников пока не введен.

Пока в правительстве Свердловской области вопрос с закупкой поставили на паузу, в других регионах проводят тендеры, а потом отменяют их.

Так, ГАУ «Государственная экспертиза города Севастополя» решило купить в лизинг французский Citroën по стартовой цене от 12 млн рублей.

«Это либо провокация, либо деградация и полное непонимание того, какая ситуация сейчас в стране», — прокомментировал губернатор Михаил Развожаев этот тендер и отменил его. На следующий день руководитель управления ушел в отставку.

В Мордовии АО «Развитие села», принадлежащее Министерству земельных и имущественных отношений республики, собралось купить микроавтобус Мегсеdes-Вепz V 300 d 4МАТIС в люксовой комплектации за 18 млн рублей и седан Toyota Camry за 5,7 млн рублей. Первым на закупки внимание обратил телеграм-канал Mash. В наименовании тендера были смешаны латинские буквы и кириллица.

11 августа глава Мордовии Артем Здунов отменил закупку. «Предупреждаю всех руководителей подведомственных учреждений, организаций с государственным участием о личной ответственности за такие закупки», — написал он в Telegram.

В августе нижегородский «Центр медицинской инспекции» отменил аукцион на закупку трех автомобилей Hyundai Sonata. Госучреждение получило в июне 2023 года разрешение Минпромторга РФ на покупку седанов.

«Отменить закупки на какое-то время — действительно сейчас единственный выход. Чиновники будут стараться ездить на старых закупленных иностранных машинах — будут изо всех сил их поддерживать (речь о ремонте и т. д.). Прямо сейчас их списывать не будут, потому что, во-первых, они качественнее отечественных, во-вторых — наш автопром пока не готов заменить все машины», — рассказал 66.RU политолог Алексей Шабуров.

За первое полугодие 2023 года, до очередного требования Владимира Путина (а он уже пытался пересадить чиновников на машины российского производства в 2008 году, а также в 2012 году), расходы на государственные закупки иностранных автомобилей в России выросли более чем вдвое и составили 464 млн рублей. Согласно исследованию «Контур.Торгов», на долю иномарок пришлось 18,5% от общего объема трат, в первом полугодии 2022 года показатель равнялся 7,5%. В первую очередь заказчики стремились приобрести Toyota Camry и Haval Jolion.

Политолог Сергей Мошкин считает, что реального запрета на использование автомобилей зарубежного производства не будет и об инициативе скоро забудут, как это уже было несколько раз.

«Уверен, дело до бумаги тут даже не дойдет. В истории уже были подобные прецеденты, когда вице-премьером был Борис Немцов. Он призывал тогда всех пересесть на «Волги», но Горьковский автомобильный завод тогда уже изготавливал не очень качественные автомобили. Это кончилось полным фиаско и вылилось в такую пародию — чиновники стали ставить на свои корпуса ниссановские двигатели. В итоге отечественные авто выходили даже дороже, чем импортные», — сообщил Мошкин 66.RU.

Губернаторы остались без автомобилей: иномарки покупать нельзя, а российских машин нет
Фото: фирмы-производителя

Идею президента поддержали в Госдуме. Спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин заявил, что в условиях санкций отечественному автопрому необходима помощь и поддержка государства.

«Начинать надо с себя. Мы обсудили с руководителями фракций Государственной думы вопрос использования депутатами автомобилей отечественной сборки. Все поддерживают такое решение. Договорились, что депутаты будут использовать автомобили «Москвич», «Лада», «Аурус», — перечислил Володин список альтернативных автомобилей.

Однако с импортозамещением зарубежного автопрома есть проблемы. Мощность завода Aurus — до 5 тыс. автомобилей в год. Разбег цен от 35 до 70 миллионов рублей за экземпляр.

Lada Largus VIP так и не вышла в серийное производство. Планов по серийному выпуску Vesta Signature никогда и не озвучивали, экземпляры были штучные.

«Дело еще в том, что автомобили для чиновников должны быть качественными — они передвигаются на них на большие расстояния. Кстати, когда Александр Мишарин (бывший губернатор Свердловской области, — прим. ред.) попал в аварию, его отчасти и спасло то, что он ехал в не так давно купленном «Мерседесе», — напоминает Мошкин.

По мнению Шабурова, долгосрочной стратегии у чиновников нет и многое зависит от того, насколько российский автопром сможет обеспечить их потребности и способен ли выпускать качественные машины. Пока, судя по сложившейся ситуации, не сможет и не способен.

Есть еще один вариант, которым, например, в свое время пользовался полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских. Для аппарата полпредства он арендовал автомобили, в 2012 году из бюджета на эти цели тратили миллион рублей в год.

Такой способ использовали не только в Свердловской области. В 2017 году администрация губернатора Пермского края объявляла аукцион на оказание автотранспортных услуг для своих нужд. Для руководителей администрации губернатора и его заместителей арендовали Toyota Camry. В конце 2020 года аппарат губернатора Оренбургской области объявил тендер на аренду автомобиля за 1 млн рублей.

Сейчас схема с арендой может быть для правительства Свердловской области и губернатора Евгения Куйвашева медийно даже более опасной, чем покупка иномарок. Новый автомобиль сразу заметят, а объяснить происхождение машины в этом случае будет проблематично.

«Что касается аренды автомобилей. Думаю, сейчас в этом нет потребности, поскольку остался свой автопарк со старыми иномарками. А если и будут такие случаи, то единичные, потому что это будет скандал, если станет достоянием общественности, — считает Шабуров. — При этом совсем большого риска ездить на иностранных авто сейчас нет, потому что все понимают, что это старые машины остались в автопарке. Если возникнут вопросы, ну, покажут документы, что ездят на давно закупленных машинах».

Текст: Александра Морозова, Дарья Александрович