Правительство Свердловской области отказалось от покупки новых автомобилей. Судя по ответу департамента информационной политики региона на запрос 66.RU, по двум причинам: отсутствие необходимого финансирования и предложение президента Владимира Путина — глава государства рекомендовал всем чиновникам пересесть в машины российского производства.
По большей части автопарк свердловского правительства состоит из автомобилей Toyota. Последний раз правительство объявляло два тендера на покупку трех новых машин в ноябре 2022 года. Это были южнокорейские Kia. Один из контрактов впоследствии расторгли.
Фото: Настя Кеда, 66.RU |
---|
Помимо Toyota, в автопарке есть легковые, грузовые автомобили, автобусы и спецтехника российских марок (Газ, КАМА3, КАв3), а также итальянского (Iveco), немецкого (Volkswagen и Mercedes) и корейского (Kia) производства.
Треть машин — старше 10 лет с пробегом в районе миллиона километров. Однако, утверждают в департаменте, «степень износа на данный момент позволяет эксплуатировать технику, и в ближайшее время закупки не планируются».
Фото: архив 66.RU |
---|
Политолог Сергей Мошкин считает, что таким образом региональное правительство отреагировало на требования президента Владимира Путина, однако долгой пауза не будет.
«Что касается нашего правительства и решения остановить закупки. Ну, они должны были как-то отреагировать. Зачем пока лезть в бутылку. Но потом потихоньку забудут об этих словах», — считает он.
Пересесть на продукцию отечественного автопрома президент России Владимир Путин велел чиновникам в начале августа.
«Где-то будет поскромнее, чем раньше, — ничего страшного. Наоборот, даже хорошо. Все это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, отечественных автомобилей и другой отечественной продукции», — заявил он на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности.
Официальный запрет на иномарки для чиновников пока не введен.
Пока в правительстве Свердловской области вопрос с закупкой поставили на паузу, в других регионах проводят тендеры, а потом отменяют их.
Так, ГАУ «Государственная экспертиза города Севастополя» решило купить в лизинг французский Citroën по стартовой цене от 12 млн рублей.
«Это либо провокация, либо деградация и полное непонимание того, какая ситуация сейчас в стране», — прокомментировал губернатор Михаил Развожаев этот тендер и отменил его. На следующий день руководитель управления ушел в отставку.
В Мордовии АО «Развитие села», принадлежащее Министерству земельных и имущественных отношений республики, собралось купить микроавтобус Мегсеdes-Вепz V 300 d 4МАТIС в люксовой комплектации за 18 млн рублей и седан Toyota Camry за 5,7 млн рублей. Первым на закупки внимание обратил телеграм-канал Mash. В наименовании тендера были смешаны латинские буквы и кириллица.
11 августа глава Мордовии Артем Здунов отменил закупку. «Предупреждаю всех руководителей подведомственных учреждений, организаций с государственным участием о личной ответственности за такие закупки», — написал он в Telegram.
В августе нижегородский «Центр медицинской инспекции» отменил аукцион на закупку трех автомобилей Hyundai Sonata. Госучреждение получило в июне 2023 года разрешение Минпромторга РФ на покупку седанов.
«Отменить закупки на какое-то время — действительно сейчас единственный выход. Чиновники будут стараться ездить на старых закупленных иностранных машинах — будут изо всех сил их поддерживать (речь о ремонте и т. д.). Прямо сейчас их списывать не будут, потому что, во-первых, они качественнее отечественных, во-вторых — наш автопром пока не готов заменить все машины», — рассказал 66.RU политолог Алексей Шабуров.
За первое полугодие 2023 года, до очередного требования Владимира Путина (а он уже пытался пересадить чиновников на машины российского производства в 2008 году, а также в 2012 году), расходы на государственные закупки иностранных автомобилей в России выросли более чем вдвое и составили 464 млн рублей. Согласно исследованию «Контур.Торгов», на долю иномарок пришлось 18,5% от общего объема трат, в первом полугодии 2022 года показатель равнялся 7,5%. В первую очередь заказчики стремились приобрести Toyota Camry и Haval Jolion.
Политолог Сергей Мошкин считает, что реального запрета на использование автомобилей зарубежного производства не будет и об инициативе скоро забудут, как это уже было несколько раз.
«Уверен, дело до бумаги тут даже не дойдет. В истории уже были подобные прецеденты, когда вице-премьером был Борис Немцов. Он призывал тогда всех пересесть на «Волги», но Горьковский автомобильный завод тогда уже изготавливал не очень качественные автомобили. Это кончилось полным фиаско и вылилось в такую пародию — чиновники стали ставить на свои корпуса ниссановские двигатели. В итоге отечественные авто выходили даже дороже, чем импортные», — сообщил Мошкин 66.RU.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Идею президента поддержали в Госдуме. Спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин заявил, что в условиях санкций отечественному автопрому необходима помощь и поддержка государства.
«Начинать надо с себя. Мы обсудили с руководителями фракций Государственной думы вопрос использования депутатами автомобилей отечественной сборки. Все поддерживают такое решение. Договорились, что депутаты будут использовать автомобили «Москвич», «Лада», «Аурус», — перечислил Володин список альтернативных автомобилей.
Однако с импортозамещением зарубежного автопрома есть проблемы. Мощность завода Aurus — до 5 тыс. автомобилей в год. Разбег цен от 35 до 70 миллионов рублей за экземпляр.
Lada Largus VIP так и не вышла в серийное производство. Планов по серийному выпуску Vesta Signature никогда и не озвучивали, экземпляры были штучные.
«Дело еще в том, что автомобили для чиновников должны быть качественными — они передвигаются на них на большие расстояния. Кстати, когда Александр Мишарин (бывший губернатор Свердловской области, — прим. ред.) попал в аварию, его отчасти и спасло то, что он ехал в не так давно купленном «Мерседесе», — напоминает Мошкин.
По мнению Шабурова, долгосрочной стратегии у чиновников нет и многое зависит от того, насколько российский автопром сможет обеспечить их потребности и способен ли выпускать качественные машины. Пока, судя по сложившейся ситуации, не сможет и не способен.
Есть еще один вариант, которым, например, в свое время пользовался полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских. Для аппарата полпредства он арендовал автомобили, в 2012 году из бюджета на эти цели тратили миллион рублей в год.
Такой способ использовали не только в Свердловской области. В 2017 году администрация губернатора Пермского края объявляла аукцион на оказание автотранспортных услуг для своих нужд. Для руководителей администрации губернатора и его заместителей арендовали Toyota Camry. В конце 2020 года аппарат губернатора Оренбургской области объявил тендер на аренду автомобиля за 1 млн рублей.
Сейчас схема с арендой может быть для правительства Свердловской области и губернатора Евгения Куйвашева медийно даже более опасной, чем покупка иномарок. Новый автомобиль сразу заметят, а объяснить происхождение машины в этом случае будет проблематично.
«Что касается аренды автомобилей. Думаю, сейчас в этом нет потребности, поскольку остался свой автопарк со старыми иномарками. А если и будут такие случаи, то единичные, потому что это будет скандал, если станет достоянием общественности, — считает Шабуров. — При этом совсем большого риска ездить на иностранных авто сейчас нет, потому что все понимают, что это старые машины остались в автопарке. Если возникнут вопросы, ну, покажут документы, что ездят на давно закупленных машинах».
Текст: Александра Морозова, Дарья Александрович