Главы субъектов РФ смогут создавать формирования для охраны порядка и помощи силовикам в период военного положения или мобилизации. Это прописано в поправке к законопроекту о повышении призывного возраста, одобренному комитетом Госдумы по обороне. Изменения обсудят на сегодняшнем пленарном заседании российского парламента.
Решение о создании и расформировании военных госкомпаний будет принимать президент. Средства возьмут из федерального и регионального бюджетов. Сейчас военное положение введено в четырех новых регионах страны — ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Предложенные поправки начнут действовать там сразу после вступления закона в силу.
Юридически такие формирования оформят как специализированные государственные унитарные предприятия (спецГУПы). Задачи: содействие силовикам в охране общественного порядка, защита границы, борьба с диверсантами и незаконными вооруженными формированиями. Также они получат право сбивать дроны.
В документе прописано, что регионы смогут получать стрелковое оружие и патроны к нему в силовых ведомствах и передавать их образованным формированиям. Вооружать будут тех сотрудников спецГУПов, которые имеют право на ношение оружия. Применять оружие они смогут, если люди «совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты».
Сотрудники военных компаний обязаны сдать оружие государству в течение месяца после ликвидации их предприятия по указу Путина.
Особые полномочия будут у мэра Москвы Сергея Собянина: он сможет не ждать указа Путина, а напрямую заключить соглашение с Росгвардией о том, что в Москве охраной общественного порядка, помимо росгвардейцев, занимаются сотрудники ведомственной охраны правительства Москвы.
Предложенные изменения прокомментировала спикер Совфеда Валентина Матвиенко. Она заявила, что сенаторы не работают над этим законопроектом.
«Я считаю, что не нужны законы под отдельные компании, в частности, ЧВК. У нас много добровольческих, казацких отрядов, они молодцы, патриоты, воюют как мобилизованные, контрактники. Но они все должны воевать по принципу единоначалия, под руководством Минобороны, Генштаба. Никакой махновщины не должно быть», — цитирует ее ТАСС.