По данным Счетной палаты, бюджетные кредиты не помогли уменьшить объем госдолга субъектов РФ и снизить их нагрузку. На начало 2022 года объем регионального госдолга вырос до 2,5 трлн рублей, а к марту 2023 года этот показатель достиг почти 2,9 трлн рублей.
«Из числа проверенных регионов наибольшее увеличение долга отмечено в Санкт-Петербурге — в 6,2 раза, Московской области — в 2,7 раза и Свердловской области — на 37,8%», — говорится в отчете ведомства.
По данным на январь 2023 года, объем госдога в Свердловской области составлял 106,4 млрд рублей (рост — 6,9%). Как сообщали 66.RU в департаменте информационной политики (ДИП) региона, это произошло за счет привлечения двух видов бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Всего, по итогам 2022 года доля бюджетных кредитов в объеме внутреннего госдолга составляла 1,97 трлн (то есть его большую часть), повысившись на 0,6 трлн за год. К марту 2023 этот показатель достиг 2,1 трлн рублей.
Регионы использовали бюджетные кредиты на погашение долга (более 50%) и оплату текущих расходов (более 47%). При этом на инвестиции направили минимум кредитных средств. Кроме того, во время проверки специалисты Счетной палаты выявили нарушения и недостатки при управлении госдолгом.
Например, регионы не соблюдали установленные Бюджетным кодексом ограничения по объемам заимствований. Согласно закону, заем региона в год не должен превышать сумму, направленную на финансирование дефицита его бюджета или погашение долга.
Также субъекты РФ нередко привлекают рыночные займы даже при наличии существенных остатков на счетах их бюджетов, что приводит к необоснованным расходам на их обслуживание, уточнили в ведомстве.
В связи со сложившейся ситуацией Счетная палата предложила Минфину ужесточить порядок выдачи бюджетных кредитов. В частности, ввести ответственность за превышение ограничений по объему региональных заимствований. Меры будут распространяться на исполнительные органы власти субъектов, которые ответственны за долговую политику.
Кроме того, ведомство считает нужным ограничить получение коммерческих кредитов, в случае если на счете местного бюджета есть значительные суммы, а также при неиспользованных лимитах привлечения казначейских займов.
Также среди рекомендаций — обязать субъекты предоставлять Минфину полную информацию о долговых обязательствах. Регионы должны указывать объем и график погашения задолженности.
По словам руководителя отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольги Беленьких, такая ситуация возникла из-за того, что «прогноз будущих доходов регионов в нынешней ситуации ненадежен, а обязательства приходится исполнять в любом случае». При этом бюджетные кредиты значительнее выгоднее рыночных.
По ее мнению, введение ответственности за нарушение ограничений по объемам заимствований может снизить риски финансовой стабильности регионов в будущем. Директор Центра исследований региональных реформ ИПЭИ РАНХиГС Александр Дерюгин также считает, что инициатива не поможет решить проблему с увеличением госдолга.
«Вместо того чтобы ужесточать условия выдачи, следует увеличить финансовую помощь регионам в виде кредитов неинвестиционного характера или в форме дотаций», — цитируют Дерюгина «Известия».
Глава Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович опасается, что если ужесточить выдачу бюджетных кредитов, это может уменьшить социальную поддержку и, как следствие, снизятся доходы населения.