Говорят, что бизнесмен Виталий Кочетков, который контролирует часть депутатов городской думы, в любой момент готов запустить процесс отставки мэра Александра Высокинского. В СМИ называли несколько человек, которые якобы в разное время принимали участие в «кастинге». Это и предприниматель Илья Борзенков, и экс-зампред уральского филиала «Газпромбанка» Ян Центер, и депутат областного парламента и основатель компании Brozex Вячеслав Брозовский, и даже Алексей Кожемяко — представитель прежней городской команды.
Считается, что смотрины прошел только Виктор Маслаков — вице-спикер Законодательного собрания Свердловской области и депутат, близкий к холдингу «Ренова». Наверняка раньше вы слышали эту фамилию, но вряд ли знаете, кто он. Мы опросили его знакомых и коллег и составили досье.
Любопытный момент: Маслаков и Высокинский в начале двухтысячных успели поработать вместе в мэрии, когда первый возглавлял комитет по экономике, а второй начинал там карьеру чиновника и был его подчиненным. Тогда между ними произошел небольшой конфликт: как пересказывают случай собеседники Ura.Ru, «белые» зарплаты муниципальных служащих были маленькими, основную часть денег выдавали в виде премий в конвертах. И вот Маслаков решил оштрафовать Высокинского за какой-то проступок и просто лишил его премии. Тот пошел и пожаловался тогдашнему замглавы администрации Владимиру Тунгусову. Впрочем, достоверность этой истории сомнительна: никто из участников ее не подтверждает.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Виктор Викторович Маслаков — коренной свердловчанин, родился в 1969 году. В 22 года он окончил исторический факультет Уральского государственного университета, застав там распад СССР. После выпуска довольно удачно трудоустроился — в администрацию Верх-Исетского района, где три года проработал заместителем главы Владимира Терешкова. К слову, спустя 19 лет они вместе начнут писать законы в областном парламенте.
В 1992 году Маслакову повезло оказаться в составе большой делегации чиновников в Великобритании. Тогда российские политики активно перенимали опыт Запада при строительстве демократических институтов и реформировании муниципального управления. В 2018 году наш герой вспоминал ту поездку.
— В одном городе система была — наемный сити-менеджер, в другом городе мэр занимается всеми вопросами, и его избирают горожане. А у нас тогда главу избирали депутаты, в результате на качестве работы это сильно не сказывалось. Поэтому дискуссии о том, хорошо это или плохо, — надуманные. Все зависит от конкретных людей, которые будут управлять.
С 1995 по 1996 год Маслаков занимал должность заместителя заведующего отделом агропромышленного комплекса администрации Свердловской области. Кажется, функционал настолько увлек его, что через пару лет он защитил диссертацию на тему продовольственной безопасности. Начинающий политик писал, что «в сфере агропромышленного производства нарастают кризисные явления» из-за сокращения объема валовой продукции сельского хозяйства на треть, а также из-за того, что доля импорта в розничной торговле в крупных городах выросла до 70–80%.
Познания в агропроме Маслаков укрепит чуть позже, когда займет символическую для него должность директора НИИ продовольственной безопасности и экологии аграрного университета. В 2012 году его идеи найдут отражение в областном законе «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области».
В 1996–2000 годах в трудовой книжке Виктора Маслакова появились еще две записи: зам. управляющего свердловским отделением Пенсионного фонда и завотделом в Институте стратегического анализа. Разменяв четвертый десяток, Маслаков вернулся в структуру городской власти и возглавил комитет по экономике.
Из недр экономического блока горадминистрации возник первый стратегический план развития города, ставший одним из важнейших достижений мэрии, предметом ее гордости. Вообще в обсуждении участвовали более 200 человек — руководители предприятий, чиновники, госслужащие. Как рассказывают свидетели, ключевую роль в итоговом содержании документа сыграл подчиненный Маслакова — Александр Высокинский. Впрочем, оба остались в тени Аркадия Чернецкого.
Это не означает, что сам Маслаков никакой пользы из стратегического плана не извлек: фактически план стал обоснованием для создания крупнейшего проекта комплексного освоения территории в стране — Академического — и предопределил бизнес-карьеру чиновника.
В 2001 году Маслаков переметнулся в противоположный лагерь (двухтысячные ознаменовались конкуренцией области и города) и занял должность заместителя министра по управлению государственным имуществом. Там он получил знания о земельных отношениях и опыт жестких, даже ультимативных, разговоров с оппонентами.
Одним из противоречий области и города тогда являлся вопрос выделения участков под застройку. Речь шла о неразграниченных территориях, которые только-только начали ставиться на учет, чтобы сформировался земельный рынок с понятными правилами. В этом виделись огромные перспективы: через уполномоченное ведомство проходил бы огромный поток денег от девелоперов. Поэтому распоряжаться неразграниченными землями хотела администрация Екатеринбурга, поскольку они занимали 60% площади города, и область. И вот Виктор Маслаков был одним из тех, кто жестко одергивал городских чиновников. Он обвинял мэрию, что она тормозит земельную реформу. Якобы из-за того, что муниципалитет не определил границы земельных участков и не присвоил им кадастровый номер, тормозится процесс регистрации и приватизации прав на объект.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Параллельно развивалась карьера Вениамина Голубицкого — одного из учредителей росселевского проекта «Преображение Урала». К 2002 году объединение поучаствовало в выборах губернатора и в областной парламент, а сам Голубицкий получил портфель министра по управлению госимуществом и укрепил свое влияние на Эдуарда Росселя после того, как стал главой его администрации. Маслаков считался его протеже и возможным преемником, когда после аппаратных интриг со стороны высокопоставленных сотрудников резиденции это место освободилось. В итоге должность досталась Александру Левину.
В 2005 году Вениамин Голубицкий переехал в Москву на работу в «крупную коммерческую структуру» и позвал с собой Виктора Маслакова. По слухам, он смог выбить для него место руководителя стратегически важной структуры — Федерального фонда ипотечного кредитования. Не случилось. Объясняя причину, источник 66.RU рассказал, что Маслаков был из новой волны управленцев, которые пришли во власть не с приватизированных советских предприятий, а из бизнеса. «Амбиции у Маслакова были, но он видел перспективы в Свердловской области», — объяснил один из его знакомых.
В то время Маслаков был одним из тех, кого хотел видеть на посту мэра Екатеринбурга Эдуард Россель вместо Чернецкого. После того как президент Владимир Путин отменил губернаторские выборы, глава Свердловской области заговорил о необходимости доведения вертикали власти до муниципалитетов. Чтобы придать словам какой-то вес, губернатор составил и утвердил в Кремле кадровый резерв. Туда вошли Виктор Якимов, Виктор Маслаков и действующий градоначальник. Понятно, что список появился для того, чтобы подразнить Чернецкого, но Маслаков выделялся.
Важным его плюсом называли не столько знание проблем города и связи в правительстве России, а доказанную верность команде.
Стратегический план развития Екатеринбурга от 2000 года, где большое внимание уделялось жилью, по сути представлял собой готовый бизнес-план для строительства нового микрорайона. Власти Свердловской области и Екатеринбурга понимали, что самостоятельно не смогут реализовать такой гигантский проект и через Вениамина Голубицкого, который уже работал на «Ренову», обратились к Виктору Вексельбергу. Миллиардер дал согласие, заручился поддержкой федерального правительства, и в новую компанию взяли старых знакомых — Голубицкого и Маслакова. Тогда на это никто не обратил внимания, но впоследствии строительное подразделение «Реновы» пополнялось кадрами из правительства: туда пришли еще экс-премьер Алексей Воробьев, экс-министр строительства Виктор Киселев и многие другие.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Несмотря на административный ресурс, на старте проект оброс некоторой скандальностью. Застройщик и мэрия долгое время не могли договориться об обязанностях сторон. Чиновники старались переложить максимум затрат на прокладку коммуникаций и создание общественных пространств на «Ренову-СтройГруп», а «Ренова-СтройГруп» называла свои условия.
Генеральный директор компании Виктор Маслаков отвечал, что инфраструктура не будет проводиться сразу на всю территорию, а появится постепенно. Сначала под первую очередь, занимающую четверть всего участка. Городские власти подозревали, что, заработав на 25% территории, «Ренова» может отказаться от дальнейших работ. «Так могли говорить только недоброжелатели. Я знаю Виктора Викторовича как человека слова, порядочного», — охарактеризовал Маслакова его нынешний коллега по Заксобранию.
Летом 2009 года на стройку приехал президент Дмитрий Медведев, а спустя две недели в Академическом ввели в эксплуатацию первые дома. Пройдя проверку, Виктор Маслаков пошел на повышение. Его назначили исполнительным директором и сити-менеджером фонда «Сколково», который курирует строительство наукограда и инновационного центра в Подмосковье. Перед ним стояли задачи, схожие с теми, которые были в Академическом, — градостроительные мероприятия и комплексное освоение территории.
В 2011 году Виктор Маслаков избрался, а в 2016 году переизбрался в ЗакСо от «Справедливой России». Он вошел в тройку регионального списка, где, помимо него, были два «паровоза» — председатель партии Сергей Миронов и руководитель местного отделения Александр Бурков.
«Маслаков согласился стать «кошельком» партии и поэтому то, что он занял проходную позицию, совсем не удивительно. Но одно дело обладать финансовым ресурсом и купить место в парламенте. И совсем другое — добиться того, чтобы тебя назначили вице-спикером. Тут нужен и административный ресурс», — поясняет расклад инсайдер 66.RU.
Так что же такого произошло? Во-первых, Маслаков стал единственным вице-спикером в этом созыве не из «Единой России». Во-вторых, ради него внесли изменения в устав: до этого у председателя Заксобрания было четыре зама, а не пять.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Маслаков стабильно попадал в пятерку самых богатых свердловских депутатов, задекларировав по итогам 2016 года 25,3 млн рублей, по итогам 2017 года — 47,1 млн рублей, по итогам 2018 года — 45,2 млн рублей. В последней декларации он указал недвижимость: 3001 квадратный метр земли, недостроенный жилой дом площадью 750 квадратных метров, квартира площадью 288,1 квадратного метра, гараж и 450-метровая хозпостройка.
Основа капитала Маслакова — доход от строительной компании, где он остается членом совета директоров. Есть информация, что он имел отношение и к розничному бизнесу. Например, к сети «Кофейня №7», которая стала одной из первых профессиональных кофеен в городе, проработала 10 лет и закрылась в 2014 году.
Определяющим для «эсера» стал 2018 год. На принципиальных голосованиях он вел себя вполне предсказуемо для партии власти. Сначала когда единственным из «справедливороссов» проголосовал за отмену выборов мэра Екатеринбурга, а потом — когда единственным из «справедливороссов» проголосовал за пенсионную реформу, возможно, нарушив партийную дисциплину, зато продемонстрировав губернатору Евгению Куйвашеву свою преданность.
«Виктор Викторович — депутат не в классическом понимании этого слова. Он не стремится попасть на трибуну и произнести пламенную речь. Он способен без лишнего шума решить вопрос в кабинете», — рассказывают его коллеги. Видимо, во время одной из таких встреч за закрытыми дверями «эсер» смог получить одобрение Куйвашева и под губернаторским знаменем пойти в мэры Екатеринбурга.
Защищая программу перед комиссией по отбору кандидатов для участия в выборах мэра, Маслаков, до этого голосовавший за поднятие пенсионного возраста, акцентировал внимание на старении населения Екатеринбурга.
— Для молодых и зрелых екатеринбуржцев в городе есть все. А для старшего поколения?! Этим людям не хватает специализированных докторов, мест отдыха, культурных мероприятий. Нужно создать условия для безопасной, здоровой и независимой жизни людей пожилого возраста. Один из пунктов моей программы рассчитан на льготное улучшение жилищных условий пожилых людей.
Выходец из «Реновы» не мог не мыслить масштабными девелоперскими проектами, поэтому его позиция, что городу выгоднее вкладывать деньги в новые районы в полях на окраинах Екатеринбурга (потому что в этом случае будет привлечено больше федеральных средств), полностью соответствовала бизнес-логике застройщика Академического.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
«Если действовать совместно с бизнесом, то властям города под силу полностью ликвидировать ветхое и аварийное жилье и провести реновацию жилых домов с хрущевками и брежневками. Нужно вести планомерную застройку территорий в микрорайонах Академический, Ботанический, Солнечный, Северный Шарташ и Новокольцовский», — формулировал он суть реновации в Екатеринбурге.
Маслаков вышел в финал вместе с более харизматичным Александром Высокинским, который тоже перед выдвижением посоветовался с губернатором, и юристом Надеждой Абакумовой. На первом заседании городской думы депутаты проголосовали за Высокинского единогласно.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
После этого парламентарий остался в команде губернатора, участвуя в его магистральных проектах — «Пятилетке развития» и «Универсиаде-2023». В конце 2018 года Маслакова и других топ-менеджеров «Реновы СтройГруп — Академическое» поощрили премией Татищева и де Геннина в номинации «За заслуги в развитии городского хозяйства» за район Академический. Весь следующий год мэрия решала, как выделить Академический в отдельную административную единицу и в итоге выбрала вариант, максимально устраивающий застройщика.
С начала 2020 года Маслаков вдруг начал высказываться по общефедеральным поводам. Зимой, чтобы повысить явку на голосовании по Конституции, он собирался рассказывать в школах о важности поправок: провести уроки для директоров, учителей истории и обществознания. Такие встречи он хотел организовывать во всех учебных заведениях города, но эпидемия коронавируса разрушила эти планы.
Изданию Znak.com он комментировал, что пожилым людям, которые сейчас изолировались в квартирах, нужно за счет бюджета купить планшеты и научить ими пользоваться. Тогда они смогут покупать продукты и лекарства дистанционно, а также активнее участвовать в общественной жизни. По его подсчетам, это обойдется в 4,5–4,7 млрд рублей.
— В Свердловской области десятки миллиардеров и сотни миллионеров, которые могут помочь системе здравоохранения. Но только несколько десятков человек проявили инициативу. Этого критически мало. При этом важно не отдать миллион, а оказать реальную помощь в рамках своих финансовых возможностей.
Медиаактивность Маслаков нарастил, учредив весной фонд «Добрососедство» и договорившись с главой Ленинского района Дмитрием Ноженко. Инициативы депутата префект не единожды рекламировал в своих социальных сетях.
Несмотря на тридцатилетний стаж, Маслаков так и остался непубличным политиком. «Он контактный и общительный человек. Знает, как разговаривать с людьми. Взвешенный, интеллектуал. К тому же уже в возрасте. Сомневаюсь, что он хочет ввергаться в военные действия, в которые превратилась деятельность на посту мэра Екатеринбурга. Он скорее похож на персонаж из «Трех толстяков», чем главу города. Сейчас, когда нужно быть убедительным в спорах с городскими активистами, такой тип политиков не ценится», — поделился мнением наш собеседник.
Другой знакомый подтвердил, что Маслакову важно закрыть гештальт и стать мэром. Впрочем, для онтогенеза «Реновы» подойдет, если его назначат областным министром или он опять переизберется в Заксобрание в 2021 году.