30-летняя уроженка Барнаула. По профессии политолог, свободно владеет английским языком. В 20 лет стала членом Общественной палаты Алтайского края, занималась журналистикой. Параллельно открыла сеть мебельных магазинов «Домашний уют» и участвовала в праймериз «Молодой гвардии».
В 2012 году Бутина переехала в Москву, где познакомилась с первым зампредом Совета Федерации РФ Александром Торшиным и стала его специальным помощником. Бутина сопровождала Торшина в его визитах в США.
Мария призывала смягчить законодательство в области ношения огнестрельного оружия. Основала организацию «Право на оружие», обсуждала вопрос с зарубежными коллегами. В середине десятых она уехала в Америку, получала там образование и общалась с политиками-республиканцами о защите прав владельцев оружия.
Постепенно Бутина завязала тесные отношения с активистами, политиками, Национальной стрелковой ассоциацией — настолько, что участвовала в тех же мероприятиях, что и Дональд Трамп. По сведениям The New York Times, Бутина дважды пыталась организовать неформальную встречу президентов США и России. Когда ее студенческая виза закончилась, она решила вернуться на родину. Но сделать это не удалось — 16 июля 2018 года ее задержали.
Россиянку подозревали в шпионаже. Как говорилось в специальном сообщении Минюста США, Бутина планировала «проникнуть в организации, влияющие на американскую политику». По версии американской стороны, россиянка работала на высокопоставленного чиновника в российском правительстве — Александра Торшина.
Как полагало следствие, с 2015 года Мария Бутина вела в Америке «конспиративную деятельность» в пользу России, действовала в качестве агента Торшина и «использовала личные связи с американцем, имеющим влияние на политику США».
В апреле 2019 года суд округа Колумбия приговорил Бутину к 18 месяцам тюрьмы за деятельность в интересах России в США. Перед этим она признала вину в нарушении закона США об иностранных агентах и пошла на сделку с прокуратурой.
На слушаниях в суде Мария пояснила, что действовала под руководством российского официального лица. Ее задачей было установить неофициальные контакты с американцами, влияющими на политику Соединенных Штатов.
Бутину поддерживал МИД — ее портрет висел на официальном сайте ведомства. Дипломаты считали ее «жертвой русофобии американских властей». Каждый мог пожертвовать средства в поддержку россиянки в специальный фонд — деньги оттуда тратили на адвокатов и улучшение условий пребывания Марии в тюрьме. Александр Торшин, под руководством которого работала Бутина, перестал поддерживать контакты с ее семьей после задержания и суда.
«Сейчас самое главное, как вчера написало посольство России в Вашингтоне уже ночью, «взлетели!». За этим словом стоит огромная работа российской внешнеполитической службы, центра и, конечно, наших дипломатов в Штатах, которые работают в тех условиях, о которых мы рассказываем», — цитирует агентство ТАСС заявление Марии Захаровой после освобождения Бутиной.
Бутину освободили 25 октября, 26-го она вернулась домой.
Официальный представитель МИД Мария Захарова пообещала сделать сюрприз россиянке — вероятно, речь идет о деловом предложении от имени министерства иностранных дел. Сама Бутина отрицает шпионаж.
«Я никогда не была шпионкой, и обвинения в шпионаже мне предъявлено не было. Единственное преступление, которое я совершила, — это не зарегистрировалась [иностранным агентом]. Столько месяцев держать человека в тюрьме за то, что он не подал документы, мне кажется, перебор», — заявила она в эфире RT.
Бутина сделала и другие заявления — о питании в американских тюрьмах, в частности. Она сказала, что там дефицит бананов, а «куриный день» превращался в соревнование за дефицитное мясо. Пользователи Twitter уже сделали коллажи по этому поводу.
Улучшения отношений Москвы и Вашингтона на фоне возвращения Марии Бутиной не произошло, потому что остальные заключенные по-прежнему остаются в американских тюрьмах. Об этом заявили в МИД РФ.