Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Первое же выступление Караджича в суде вызвало скандал: он заявил, что заключал сделку с США

1 августа 2008, 08:26
Бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич в четверг вечером впервые предстал перед судьей Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ).
Как передает ИТАР-ТАСС, судья Альфонс Ори спросил, будет ли какой-либо советник представлять его на заседании. В ответ на это Караджич ответил: он имеет "невидимого советника", но на этом заседании намерен представлять себя сам. Из Гааги прямую трансляцию вели пять сербских телеканалов. Первое же выступление уже вызвало скандал, в который оказались замешаны Соединенные Штаты.

Караджич, 13 лет скрывавшийся от международного правосудия, фактически впервые появился перед общественностью под своим настоящим именем и в привычном облике - густую белую бороду сбрили, стрижка также стала значительно короче. Караджич, одетый в темный деловой костюм, по просьбе судьи Альфонса Ори подтвердил свое имя.

Судья зачитал Караджичу список выдвинутых против него обвинений - из 11 пунктов. Главным вопросом заседания был - признает ли Караджич себя виновным по каким-либо его пунктам.

По закону, обвиняемый может дать ответ не сразу, а в течении 30 дней. Караджич этим и воспользовался - как передает Reuters, он заявил, что ему необходимо время на изучение зачитанного ему обвинительного заключения.

Таким образом, Караджич будет отвечать на вопрос о своей виновности через 30 дней - 29 августа. Эту дату подтвердил Альфонс Ори. Бывший лидер Республики Сербской подтвердил, что получил копию обвинительного акта на своем родном языке и в настоящее время изучает его. По истечении 30 дней, когда он изучит документ, состоится повторное заседание.

Караджич также заявил, что при его аресте и экстрадиции были допущены нарушения. Так, дата его ареста не соответствует заявленной сербскими властями как 21 июля. По словам Караджича, он был незаконно похищен 18 июля неизвестными людьми, которые три дня держали его в незнакомом месте, не проинформировав о его правах и не дав права на телефонный звонок. Он также заявил, что его экстрадиция в Гаагу была произведена с нарушениями. По словам судьи, Караджич имеет право подать жалобу по этому поводу.

По мнению главного прокурора Гаагского трибунала Сержа Браммерца, подготовка к судебному процессу над Караджичем займет несколько месяцев в связи с большим объемом собранного доказательного материала и показаний свидетелей. По мнению экспертов и юристов, вряд ли суд над ним сможет начаться ранее весны следующего года.

Арестованный на прошлой неделе в Белграде бывший лидер боснийских сербов обвиняется в геноциде, преступлениях против человечности и нарушениях правил ведения войны в ходе конфликта в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 годах.

О тайной сделке с США Караджичу дорассказать не дали

Радован Караджич также заявил, что заключил в свое время сделку со спецпредставителем президента США на Балканах Ричардом Холбруком, которая освобождала его от преследований Международного трибунала по бывшей Югославии за военные преступления.

По его словам, договор обязывал его уйти из политической жизни в обмен на прекращение преследований, передает РИА "Новости".

Караджич заявил, что его "уполномоченные представители" в 1996 году от Холбрука и, соответственно, американских властей, которых он представлял, получили предложение об уходе экс-лидера боснийских сербов уйти из политической жизни.

На этом слове Караджича прервал судья Альфонс Ори. Он сказал, что эта тема имеет важное значение, но не подлежит обсуждению на данном заседании.

В СМИ неоднократно появлялись сообщения, что "отец" Дейтонского мирного соглашения Ричард Холбрук заключил с Караджичем специальный секретный договор, который обязывал последнего уйти из политической жизни. Взамен политику якобы гарантировалось прекращение преследований за военные преступления, но вместе с тем, как предполагается, ему не давали абсолютной гарантии того, что рано или поздно он не окажется в Гааге.

Западные политики неоднократно опровергали сообщения о существовании такого документа. Несколько бывших политических функционеров бывшей Югославии, напротив, заявили, что такой договор существует, и они лично видели его.