30 января 1992 г. Борис Ельцин подписал указ — назначить главой администрации Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, сообщает на первой полосе «Вечерний Екатеринбург».
За две недели до этого впервые на заседание Малого совета пришел Эдуард Россель. Он и предложил назначить мэром города молодого директора завода «Уралхиммаш». Глава области выбирал кандидата в течение многих месяцев. Потом обратился к директорам промышленных предприятий, чтобы те назвали человека — Аркадий Михайлович Чернецкий.
Росселю пришлось долго убеждать Чернецкого стать кандидатом. Три часа Эдуард Россель разговаривал с сотрудниками «Уралхиммаша», заводчане не хотели отпускать своего начальника. В итоге добились взаимопонимания, и Чернецкий согласился.
Когда депутатам назвали кандидата, они полчаса обсуждали, стоит ли приглашать Чернецкого на заседание или решить вопрос об избрании без него. В итоге позвали. Чернецкий приехал и коротко выступил.
Он рассказал депутатам о себе: родился в Нижнем Тагиле в 1950 г., окончил УПИ, служил в армии офицером, затем на «Уралтрансмаше» прошел путь от старшего мастера до заместителя директора. В 36 лет стал гендиректором «Уралхиммашзавода». Женат, сын — студент института.
Практически единогласно (один воздержался) Чернецкого одобрили и отправили его имя в Кремль на согласование. В телеграмме указали, что просят принять решение как можно скорее — в городе напряженная обстановка.
А в городе действительно были большие проблемы. Повсюду забастовки, врачи и учителя не выходили на работу. В магазинах не было бытовой техники. Людям с Нового года выдавали продуктовые карточки, но получить продукты по ним не получалось — склады пустовали. Подпольно торговали водкой. Власти подписали указ о сдерживании цен, но эффекта от реформ не было. Екатеринбург стал самым криминальным городом России.
Кремль кандидатуру одобрил. На инаугурации Чернецкому вручили указ президента. Новый мэр выступил перед общественностью, был краток, ничего не обещал. Говорил, что хочет навести порядок: «Во время безвластия рядовые городские сотрудники разболтались». Позже он назвал первые задачи, над которыми будет работать: обеспечить финансирование инфраструктуры города через бюджет, стимулировать деловую активность, которая наполнит казну, обеспечить горожан продовольствием, побороть преступность, решить строительные проблемы.
(Интервью составлено по публикациям в изданиях «Вечерний Екатеринбург», «Уральский рабочий», «Областная газета» за январь — февраль 1992 г., — прим. ред.)
— Вы преуспевающий человек. Зачем вы сделали такой резкий поворот в карьере? Управление городом — дело неблагодарное, особенно сейчас.
— Согласен. Я долго раздумывал. Решился не из-за власти, денег или карьеры. Для меня это возможность попробовать себя на ином уровне ответственности. К тому же настойчивость проявил директорский корпус. Дескать, берись, а мы поможем. С такой поддержкой игра стоит свеч.
— Как вы рискнули сделать такой шаг?
— С меня выдрали согласие. Свой коллектив мне нелегко оставить. До моего назначения завод и так пережил тяжелое время безвластия.
— Последнее время Екатеринбургом управляли администратор-аппаратчик, затем морской офицер. Успеха они не добились. На что рассчитываете вы?
— В мэры я не напрашивался. Быть директором не проще, чем мэром. Чтобы выжить — нужно работать до седьмого пота. Еще немного — и ситуация в городе станет необратимой. Мне придется быстро разбираться и вникать в суть дел. Руководителя надо оценивать как личность, безотносительно к профессии. А опыт — дело наживное. Если вам есть что сказать, приходите вечером на прием, я работаю до 11.
— С чего собираетесь начать?
— С формирования работоспособной команды. Хватит пустопорожних слов. Пора заниматься конкретикой.
— Обычно человек, занимающий какой-то пост, обещает сделать то-то и то-то.
— Я промолчу, пусть за меня скажут дела.
— Есть ли у вас своя концепция развития Екатеринбурга?
— В общих чертах — да. Но позвольте в дебри пока не углубляться. Буду обращать внимание на экономические и на социальные программы. Либерализация цен поставила многих на грань нищеты…
— Ваше кредо?
— Порядочность и ответственность. Без этого, на мой взгляд, не может состояться ни дворник, ни директор, ни мэр… Никто.
Фото: архив газет «Вечерний Екатеринбург», «Уральский рабочий» за январь — февраль 1992 г.