Сегодня министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер открыл в Екатеринбурге российско-немецкую летнюю школу по энергетике в Екатеринбурге на базе Уральского федерального университета. Как и полтора года назад, глава МИД Германии выступил перед студентами УрФУ. Это уже третий визит Штайнмайера в уральскую столицу. В 2008 году дипломат выступал с речью об основах взаимовыгодных партнерских отношений Германии и России.
Договоренность о том, что г-н Штайнмайер приедет в уральскую столицу в августе, была достигнута еще в мае. Ректор УрФУ обсуждал возможность визита главы внешнеполитического ведомства на встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Афинах.
— Поднимались вопросы взаимоотношения двух стран с учетом очень непростой международной ситуации. Общий посыл участников состоял в том, что имеющиеся разногласия и сложности в отношениях двух стран нужно обязательно стараться преодолевать.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров на встрече с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым поблагодарил главу региона за предоставление «гостеприимного Екатеринбурга для очередного важного международного мероприятия».
— Мой коллега и хороший товарищ, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, по-моему, правильно понимает важность такого рода контактов. По крайней мере он регулярно бывает в России не только с официальными визитами, но и для того, чтобы поддерживать такие начинания на уровне гражданского общества.
Портал 66.ru вспомнил выступление г-на Штайнмайера в УрФУ в декабре 2014 г. Тогда на встрече со студентами министр иностранных дел Германии позволил себе несколько громких высказываний. В частности, комментируя ситуацию на Украине, он заявил, что правительство нарушило принципиальный момент — неприкосновенность границ. Штайнмайер прямо назвал присоединение Крыма «аннексией» и добавил, что сейчас мы находимся в самом тяжелом моменте политического кризиса со времен холодной войны.
— Я вижу ситуацию следующим образом. Российское правительство нарушило один из главных принципов — неприкосновенность границ. Мы с вами находимся в самом тяжелом политическом кризисе с конца холодной войны. Кульминацией послужило присоединение Крыма. Мое убеждение — что мы не должны поступать друг с другом таким образом.
Спустя полтора года министр иностранных дел Германии уже не говорил об аннексии, призывая вести работу по данному вопросу совместно. Однако Штайнмайер все же подчеркнул, что именно ситуация вокруг Крыма повлияла на ухудшение отношений между Германией и Россией.
— Мы должны вместе работать и найти путь к сотрудничеству по Украине и Сирии. Не уверен, что в выполнении Минских соглашений есть прогресс.
В этом году не обошлось и без заявлений о холодности отношений между Россией и Германией. Преодолеть политический кризис двум странам так и не удалось.
— После многих лет сближения, развития партнерства мы сейчас ощущаем, что политическое отчуждение усиливается. Но это не должно определять перспективы развития наших народов и государств. Я и сам себе задаю вопрос: можно ли допустить, чтобы за политическим отчуждением последовало отчуждение между народами и людьми? Я этого не хочу. Уверен, что и большинство из вас тоже.
— Мы не преодолели кризис в наших отношениях. Но Германия и Россия должны не отворачиваться друг от друга, а поддерживать диалог.
В декабре 2014 г. глава МИД Германии обвинял Россию в том, что она сама идет на конфликт с Евросоюзом.
— Евросоюз рассматривается не как партнер, а как геополитический конкурент. И наоборот: в Европе царят опасения, что Россия ищет свою политическую роль в Европе, опираясь на военную силу.
В этот раз глава внешнеполитического ведомства настаивал на том, что Россия и страны ЕС должны сблизиться.
— В конфликтах мы как будто бы подтверждаем, что между Западом и Россией есть противостояние. Такие голоса слышны и в РФ, и на Западе, но я считаю, что и те, и другие неправы. РФ и ЕС должны сблизиться.
Новой темой, звучавшей в ходе нынешнего выступления, стала ситуация в Сирии. Глава германского МИД отметил, что «вмешательство России в Сирии было неожиданным».
— У России особая ответственность теперь в Алеппо, когда идет речь о перемирии и создании гуманитарного доступа, ситуация в Алеппо остается сложной. Когда настанет время реконструкции в Сирии, Германия и Россия должны вместе работать и в Алеппо или в Хомсе, это только некоторые города.
Фото: архив 66.ru