Мы уже побывали в городе коммунального ада Асбесте и на главной мусорной свалке региона — в Первоуральске. На этот раз представляем материал о 37-тысячном городе, сделавшем свой выбор, но выбравшем, похоже, не тех. 20 марта здесь состоялись досрочные выборы депутатов Думы. По итогам голосования практически все мандаты получили члены «Единой России».
Реж — самый обыкновенный провинциальный городок, не представляющий со своим скудным бюджетом сколь-нибудь значимого интереса для областной экономики.
Два из могучей тройки градообразующих предприятий, отстроивших город в советское время, почили в бозе: Химический завод взорван, Механический завод обанкрочен. Третий — Режникель — на ладан дышит из-за падения цен на металл. Город глубоко дотационный и, по большому счету, все, что сейчас у него есть, — это известный на всю область хлебокомбинат «Реж хлеб» и медное месторождение, разрабатываемое входящей в УГМК «Сафьяновской медью».
Шлак из трубы никелевого завода, называемый здесь «ферштатером» в честь первого директора Режникеля, оседает в легких режевлян и на растительности. Рассказывают, что в желудках мертвых овец находят куски спрессованного шлака величиной с кулак. А еще зимой им посыпают дороги. Говорят, работает как наждачка. |
Отремонтировать дорогу на улице Ленина можно было еще год назад, к 240-летию Режа. Областной премьер Денис Паслер давал денег, но администрация города и пальцем не шевельнула, чтобы их получить. |
Победа в два хода: как в Реже уничтожили думу, чтобы с триумфом выиграть выборы
В январе 2014 года за неудовлетворительную работу с поста главы режевской администрации уволили Елену Матвееву. Местные считают, что именно ее фракция из шести депутатов довела гордуму до роспуска, подготовив плацдарм для передела власти и будущего «триумфального» захвата местного парламента. Определенная логика в этих выводах есть.
Местные дороги добили нашу «Ниву», и возвращаться из Режа пришлось на эвакуаторе. |
После отставки г-жа Матвеева нашла способ остаться у руля, уйдя в замы к ею же назначенному исполняющему обязанности. А дальше через депутатов, зависимых от муниципальных контрактов, довела дело до роспуска думы. В ее фракцию входили: депутат Раёв, судимый за подделку полиса ОСАГО, судимый депутат Сурнин (три срока), которого сейчас привлекают за дачу ложных показаний в защиту другого осужденного депутата-махинатора Касьяненко (получил три года условно), единоросс Кураев — еще один потенциальный фигурант уголовного дела по тому же эпизоду с Павлом Касьяненко, ну и еще два — главный инженер «Сафмеди» Карташов и местный врач Богаткин.
Павел Касьяненко пошел на подлог кадастрового паспорта, указав на нем несуществующий дом, чтобы приватизировать участок по льготной цене — всего за 0,9% от кадастровой стоимости. Но ведь домика-то на самом деле не было, и тогда он наврал суду, что дом снес. Дескать, не нравилось строение родственникам. И даже привел свидетелей: Раёва, Сурнина и Кураева, которые его показания подтвердили. Теперь переизбравшегося депутата Сурнина будут судить за дачу ложных показаний. Под прицелом и единоросс Кураев, возглавляющий, кстати, режевской Фонд поддержки предпринимательства. Цена вопроса для обоих — их депутатские мандаты.
— Когда все эти махинации вскрылись, я (тогда еще в статусе главы) обратился в администрацию с запросом о размере нанесенного городу ущерба, но в ведомстве Матвеевой лишь закрыли глаза и ответили, что никакого ущерба в этом нет.
Уголовное дело против Евгения Сурнина за дачу заведомо ложных показаний возбудили через пять дней после так называемой триумфальной победы прогубернаторских сил. Вместе с депутатом Сурниным (прославившимся на всю страну своей татуировкой паука на голове — символом тюремного авторитета) в новую режевскую Думу избрались еще двое ранее судимых — Садыков и Латников.
— Еще раз хочу вернуться к своему тезису о том, что главное — чтобы в думе были нормальные люди.
В справедливость итогов местных выборов многие не верят. Но формальных оснований отменять их нет. Голосование прошло без значимых нарушений. Тем более что предвыборным обещаниям многие верили. Их раздавал лично губернатор.
— Я хотел бы быть волшебником, махнуть волшебной палочкой — и сказать, что завтра мы все решим. Нет, завтра мы сделаем первый шаг. А первый шаг начинается с дороги в тысячу ли.
Губернатор явно был не готов к такому креативу своих спичрайтеров, не говоря уж о том, что когда-либо сам читал Конфуция, у которого дорога в тысячу ли начинается с первого шага. Но оговорка символичная: вопросы, требующие от Евгения Куйвашева единственного росчерка пера, для простых людей превращаются едва ли не в кругосветное путешествие.
Взять, к примеру, Веру Новоселову, умоляющую от имени нескольких сотен человек включить в паспорт междугороднего автобусного маршрута Алапаевск — Екатеринбург прежние остановки на Плотинке и у центральной районной больницы, которые кто-то почему-то запретил. Женщина обошла уже все возможные инстанции, включая областного министра транспорта, председателя правительства и даже некоторых помощников губернатора. Никто в возвращении упомянутых остановок проблем не видит, но никто до сих пор ничем и не помог.
Реж — город контрастов. Деревянные сортиры здесь соседствуют с благоустроенными пятиэтажками. |
А жители села Арамашка просили губернатора вмешаться и вернуть в деревню расформированную пожарную часть. Люди уже готовы выйти на митинг, потому что пару недель назад здесь было два пожара, в которых кроме построек сгорела скотина. Пожарная машина из Режа приехала только через 40 минут, а из Клевакино — через час. Евгений Куйвашев обещал выделить передвижную цистерну с помпой на тонну воды, но и ее арамашевцы до сих пор не видали.
— Заявленная Куйвашевым «губернаторская программа» развития Режа до 2021 года на 12 миллиардов рублей — натуральный бред сивой кобылы. Вот посмотрите (раскрывая блокнот): доходы областного бюджета — 176,3 миллиарда, расходы — 190,6 миллиарда, то есть дефицит бюджета — 14,7 миллиарда рублей. Госдолг Свердловской области — 60 миллиардов рублей. Где он собрался взять обещанные 12,6 миллиарда для Режа? Что, отрезать от Артемовского, Алапаевска, Невьянска?
В преддверии Дня Победы Совет ветеранов дарит продуктовые наборы: рис, гречка, макароны, масло, консервы. Город с 2009 года ни копейки на это не дает. Помогает областной Совет ветеранов, да местные предприниматели. |
Фиктивность многообещающей программы Куйвашева дезавуировала кандидат из его же пула Нина Фирсова, пояснившая на встрече с избирателями, что 10 из 12,6 млрд рублей — это инвестиции предприятий в модернизацию собственных производств. А учитывая размер областных субсидий режевскому бюджету на 2016 год в 748 миллионов рублей, оставшиеся 2,6 миллиарда — всего лишь субсидии ближайших четырех лет. И не более того. Вот почему попытки Куйвашева выдать внутренние инвестиции промышленников за «губернаторскую» программу развития всего Режевского округа и называют «бредом сивой кобылы».
— Не будет ни рубля из областной казны, потому что там нет денег даже на нормальное содержание медицины. В 37 муниципальных образованиях собираются проводить митинги против оптимизации в медицине.
Вот дом, построенный в Быстринском районе Режа по программе переселения из ветхого жилья. У него нет ни балконов, ни отмостки, ни благоустройства. Квартплата за однокомнатную квартиру — 4 тысячи рублей. Жильцы жалуются на треснувшие стены, на вонь из туалетов, на отсутствие управляющей компании, но в администрации их никто не слышит. |
А вот как благоустроен двор несчастного дома. Зато администрация городского округа сэкономила на его строительстве аж целую треть от заявленной стоимости работ. |
— Ты Джека Лондона читал? Помнишь роман «Мартин Иден»? Там парень, влюбившись в девушку из высшего общества, решил стать достойным своей возлюбленной и начал работать над собой, став потом знаменитым писателем. Это же учебник саморазвития из школьного курса литературы, понимаешь? А эти люди, которые сейчас во власти, далеко не всегда профессионалы. Комбинат «Реж хлеб» — один из крупнейших местных налогоплательщиков, а Пересторонин (руководитель администрации губернатора, — прим. ред.) при свидетелях (!) угрожал нам уничтожением бизнеса. Скажи, как уничтожение предприятия, на котором работает почти 400 человек, вяжется с лозунгами о развитии экономики? Губернатор Куйвашев вот Штейнмиллера с возвращением поздравил (Александр Штейнмиллер, бывший мэр Режа, избран теперь в гордуму, — прим. ред.), а ведь именно при Штейнмиллере городская экономика с ее крупнейшими предприятиями была уничтожена.
В любом случае победа «Единой России» в Реже стала генеральной репетицией перед предстоящими выборами в Госдуму и Законодательное собрание Свердловской области. Для Евгения Куйвашева это был вопрос личного престижа и личной эффективности на занимаемом посту. Он показал, что может побеждать. Жаль, что в городе после этого триумфа в позитивные перемены никто особенно не верит.