Екатеринбург перестает существовать в публичном пространстве как образовательный центр
Ранее наш город считался мощным центром образования, к нам ехали с соседних регионов и не только, причем ехали как в университеты, так и в школы: например, нефтяники отправляли сюда свои семьи, чтобы дети смогли получить хорошее среднее образование. Сейчас уровень серьезно снижается. Это видно и по результатам российских олимпиад среди школьников, и по тому уровню, с которым дети поступают в вузы, и по тому, что тюменцы и сибиряки стали игнорировать наши школы. Для меня это принципиальный вопрос, потому что будущего у Екатеринбурга без образования не будет, хоть какие хорошие дороги и заводы строй. Это не мое мнение, это мировой опыт.
Я понимаю, что часть тенденций, о которых я говорю, сформирована на федеральном уровне, но в муниципалитете руководитель может либо обострять эту ситуацию, либо служить некой подушкой безопасности для талантливых и перспективных педагогов и директоров. В Екатеринбурге тренд на формализацию и развал усиливается, и это тревожно.
Реформа имени Умниковой
На данный момент полномочия в образовании разделены: ряд кадровых и хозяйственных вопросов решают главы районов, часть полномочий принадлежит управлению образования городской администрации. Это удобно, потому что директора могут балансировать между двумя центрами силы: если не складывается с управлением образования, можно пойти к главе района и решить вопрос. И наоборот. Но сейчас все полностью полномочия — и финансовые, и кадровые — хотят передать в управление, а фактически в руки одного человека — начальника управления Евгении Леонидовны Умниковой. А это, на секундочку, почти 15 млрд рублей, то есть половина бюджета.
Я встречался со многими директорами и учителями и не услышал позитивных отзывов о работе этого человека. Впрочем, они не заявят этого во всеуслышание, всё что мне говорили — говорили конфиденциально, потому что боятся потерять место, боятся, что это скажется на школе, что им просто перекроют финансирование. Какой-то дичайший страх у людей, которые в принципе должны мыслить свободно и ничего не должны бояться. Это ненормально.
Первый момент, почему я против этой «реформы», — концентрация ресурсов и полномочий в руках одного человека, который может делать всё, что ему захочется.
Второе, что мне не нравится, — сам стиль управления человека, который может получить всю власть. Поясню: за год в школу поступает примерно 3,5 тыс. поручений, телефонограмм и прочих указаний, которые школы должны выполнять. В день примерно 16, или два распоряжения в час. Когда бедным учителям и директорам заниматься детьми? Когда заниматься методической работой? Мне такой стиль управления не нравится абсолютно. Я сталкиваюсь с этим в науке и знаю, что так работать невозможно.
Третье — финансовые вопросы. И тут все опять непросто.
Четвертое: если все кадровые вопросы будет решать один человек, есть опасность, что на все хлебные места в богатых школах будут поставлены свои люди. Есть у меня претензии и к развитию международных школ, и к дошкольному детскому образованию, но об этом отдельно.
Мне говорят, мол, что там Киселёв дергается — все будет нормально. Якобы Умникова эту реформу проведет и в декабре уйдет, ей как раз исполняется 55 лет. Я же настаиваю на том, чтобы они тогда заявили об этом официально. Более того, пусть гарантируют неприкосновенность тем людям, которые сейчас работают, и дадут возможность общественности проконтролировать, как распределяются финансы.
Также важнейший вопрос — программа человека, который придет на место Умниковой. Говорят, это будет директор девятой школы Екатерина Сибирцева. Ничего плохого про нее сказать не могу. Встречался с ней в коридорах Думы: она производит очень хорошее впечатление. Грамотный специалист. Но это только впечатления, а надо точно знать, чем человек будет заниматься, занимая столь важный пост. Надо обсуждать программу. Я думаю, это один из важнейших вопросов для многих екатеринбуржцев.
Услышали, но это ничего не меняет
Альтернативный вариант развития ситуации, о котором мне рассказывали сами учителя, — это оставить хозяйственные вопросы на уровне администраций районов. Они лучше в них разбираются, потому что работают на земле. В управление же стоит отдать методические вопросы, потому что районные специалисты в них слабы. Впрочем, неудивительно — найти специалистов, которые бы закончили Массачусетский технологический институт или Йельский университет, на такую зарплату достаточно сложно.
Важно, что нас услышали. Услышали и Матвеев, и Ройзман, и другие депутаты. Я надеюсь, что это только начало большого разговора об образовании. Но вопрос все равно может быть продавлен на Думе близкими к администрации депутатами.