Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Дневник наблюдателя на выборах: бабушки, очереди и дискотека девяностых

8 сентября 2013, 17:16
Дневник наблюдателя на выборах: бабушки, очереди и дискотека девяностых
Фото: Ольга Татарникова для 66.ru
Наш корреспондент Ольга Татарникова записалась в наблюдатели и проводит удивительно скучный день на одном из избирательных участков Екатеринбурга.

За первые шесть часов на мой избирательный участок пришло 253 человека. Процентов 90 избирателей относятся к категории «кому за пятьдесят».

Основная категория голосующих — те, кому за 50

Бабушки и дедушки медленно поднимаются по лестнице архитектурного колледжа и с такой же скоростью прогуливаются по избирательному участку. Из-за этого скоростного режима у кабинок для голосования скапливаются вздыхающие очереди. Играет музыка, видимо специально подобранная для основного контингента избирателей.

Под песни «Ласкового мая» наблюдатели считают явку и в перерывах успевают обсудить политическую ситуацию во всем мире

Я — наблюдатель от Евгения Ройзмана, единственная, кто работает бесплатно. Если соблюдать формальности, то мой чин сегодня — «член комиссии с правом совещательного голоса». Несколько дней назад я прошла двухчасовое обучение, где Константин, член ассоциации «Голос», рассказал, какие бывают нарушения и как должны вести себя члены комиссии.

В 7 утра с чувством великой социальной ответственности я зашагала на вверенный мне участок. К своему удивлению, не увидела ни одной листовки или плаката на расстоянии 50 метров от участка. Только перед колледжем висит очень загадочная (сарказм) растяжка. «Мама, не голосуй за бандита», — смотрят грустные детские глаза с рекламы. Формальное правило соблюдено, но каждый знает, кто имеется в виду.

Ройзманским наблюдателям настойчиво предлагалось прийти на участок в красной футболке. Я пришла в платье. Размерчик выданной одежки попался не мой — XXL.

Грубых нарушений пока не было. По мелочи сразу исправлялись — не был опечатана папка с полученными открепительными и были отметки в книгах избирателей. Как утверждает комиссия, им это необходимо для ведения статистики. Члены комиссии настроены не совсем радужно. «Вот задолбаемся эти цветные портянки считать» — слова одного из членов. Они сидят за столами, грустно подперев головы руками.

В начале 12-го мы отправились к людям, которые заказали голосование на дому.

Идем голосовать по домам

В квартире у Тамары Александровны играет «полет Валькирии». Она ждала нас с утра, специально вымыла пол. «Я ничего не понимаю ни в политике, ни в этой борьбе. Для меня это как кино по телевизору. В глаза ни одного кандидата не видела, пустое это все. Я ничего не понимаю в политике…» — и так по кругу.

Около 15 минут бабушка с лупой в руках изучает списки кандидатов. Выбор делает ожидаемый.
Бабушки не стесняются оглашать, за кого они голосуют. Причем свой выбор они обосновывают весьма загадочным образом. «Лишь бы детей наших не насиловали и чтобы во двор выходить не страшно было. Буду голосовать за «Единую Россию», вон сколько хорошего они в городе сделали, красота». И в конце добавляет: «Я на улицу уже лет 15 не выхожу».

Еще мы побывали в гостях у учительницы, которая из-за болезни голосует дома. «Моей маме пришло письмо от Силина. Миленькое такое, с обращением по имени-отчеству. И я как настоящая учителка, с красной ручкой в руках исправляла в письме грамматические ошибки».

В час дня мы вернулись на участок. Две урны заполнены наполовину. Избиратели внимательно изучают фотографии Бурковых, пытаясь разобраться, за кого они хотели проголосовать.

Сейчас мы, наблюдатели, друг другу уже как родные, хотя сначала разделились на группы по интересам. Дедушка от «Единой России» присел рядом с мужчиной, похожим на моржа, который пришел наблюдать от Силина. Я, в свою очередь, подружилась со Степой, юным студентом-физиком от партии «Справедливая Россия».

Сейчас мы сидим на стульчиках, пьем сок. На участке пока затишье. Надеемся увидеть волну избирателей более свежего возраста.

«Нажми на кнопку — получишь результат и твоя мечта осуществится», — играет музыка из ноутбука. Чья мечта осуществляется сегодня, пока не ясно. Ни одного человека в красной футболке я пока не увидела.

Текст и фото: Ольга Татарникова