Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

BBC отследили войну между Россией и Грузией по часам

3 февраля 2012, 12:02
Британский телеканал BBC Two показал в четверг вечером третью часть документального фильма «Путин, Россия и Запад», рассказав историю российско-грузинской войны 2008 года глазами участников конфликта.

Предпоследняя серия, получившая название «Война» (War), начинается с повествования о событиях, предшествовавших началу военного конфликта, с истории программы развертывания ПРО США в Европе, тяжелых переговоров по ней, затем следует переход к Грузии, ее стремлению вступить в НАТО и ухудшению отношений с Россией.

Основной акцент в фильме сделан на буквально почасовом рассмотрении событий августа 2008 года: на фоне видеохроники участники рассказывают, что происходило за кулисами конфликта, передает РИА «Новости».

Как сообщается в фильме, перед началом конфликта ситуация на политическом и дипломатическом поле была весьма напряженной. Грузия подала заявку на вступление в НАТО, что, конечно же, было совершенно не в интересах России. Это хорошо понимали Франция и Германия, не желавшие провоцировать Москву. Пока в альянсе шли переговоры, Владимира Путина на посту президента России сменил Дмитрий Медведев, и Грузия понадеялась на изменение московского тона, об этом пишет Newsru.com.

В июне 2008 года Саакашвили встретился в Санкт-Петербурге с новым российским лидером, заявив тогда, что «нерешенных вопросов много, нерешаемых — нет». Но перспектива улучшения отношений померкла после новой встречи двух президентов в Астане месяц спустя.

Медведев впоследствии говорил о том, что приглашал своего грузинского коллегу в Москву для продолжения диалога, но на тех же условиях — Саакашвили подпишет соглашение о неприменении силы. Грузинский президент вспоминает об этой встрече так: «Он (Медведев) сказал: нет, у нас хорошие отношения, нам нравится одинаковая музыка, много общего, нам комфортно общаться, но в Москве будут совсем другие правила игры».

Изначально же, как говорится в фильме, ухудшение отношений между Грузией и Россией спровоцировал президент США Джордж Буш, объявив в феврале 2008 года о признании Вашингтоном независимости Косово. Кроме того, многое из того, что произошло, стало результатом действий «молодого и активного» Саакашвили, который, по оценке тогдашнего госсекретаря США Колина Пауэлла, «иногда был импульсивен чуть больше, чем должен был себе позволять». Именно на переговоры с ним Саакашвили отправился, подняв вопрос отношений с Москвой по поводу территорий Абхазии и Южной Осетии.

Пауэлл вспоминает, что эта встреча с самого начала не обещала быть простой. «Я сказал ему (Саакашвили): «Не втягивай сам себя в ситуацию, заложником которой ты можешь оказаться. Не надо думать, что мы сразу же встанем на твою защиту. Так что будь осторожен», — говорит в фильме бывший глава американской дипломатии.

Москва со своей стороны тоже общалась с Вашингтоном, «посылая ему сигналы». Как рассказал министр иностранных дел России Сергей Лавров, «Колин Пауэлл был человеком, который понимал все риски, сопряженные с подобного рода непредсказуемым, агрессивным поведением».

Когда после встреч Медведева и Саакашвили стало ясно, что отношения обостряются, США начали балансировать. Преемница Пауэлла на посту госсекретаря Кондолиза Райс, выражая поддержку Тбилиси, одновременно отвечала на российские озабоченности ухудшающейся ситуацией в районе Южной Осетии и Абхазии.

Пока Москва, по словам Лаврова, просила Вашингтон «оказать отрезвляющее воздействие» на президента Грузии, который «играл с огнем», США уверяли, что обострения конфликта не будет. «Конди мне сказала: «Не волнуйтесь, он хочет в НАТО. Он прекрасно знает, что, если он применит силу, он может забыть об этом», — рассказал Лавров.

Однако, выступая на пресс-конференции в Тбилиси в начале июля, Райс прямо сказала, что США будут на стороне Грузии, если Россия нарушит свои обязательства. «Было важно, чтобы грузины знали, что мы будем на их стороне, если им придется принимать сложные решения и выполнять обязательства, если Россия не выполнит свои. Так что я сказала это намеренно, перед журналистами», — прокомментировала экс-госсекретарь.

Начало войны авторы фильма расписали буквально по минутам, представив хронику событий практически одними комментариями участников и очевидцев.

Советник президента Франции Николя Саркози Жан-Давид Левитт вспоминает, какой диалог состоялся в день начала войны между премьером РФ Владимиром Путиным и президентом Саркози в Пекине, где оба присутствовали на мероприятиях открытия Олимпийских игр. В это время Франция председательствовала в Евросоюзе.

«Владимир, эта война будет катастрофой для России, для Европы, для всех. Надо прекратить огонь, дай мне 48 часов». Ответ был: «Нет!». Президент Саркози говорит: «Ты понимаешь, как высоки ставки? Дай мне 24 часа». Ответ: «Нет! Это невозможно». Хорошо, дай мне ночь. Снова: «Нет!», — рассказал Левитт.

В это время Кондолиза Райс звонит в Москву с просьбой прекратить применение силы. Она говорит, что Сергей Лавров тут же жестко описал главное условие Москвы: Саакашвили должен уйти, РФ больше не будет «иметь с ним дело никогда». По словам Райс, она тогда ответила: «Сергей, глава госдепа США и министр иностранных дел России не должны частным образом обсуждать свержение демократически избранного президента». Она добавляет: «Мне кажется очевидным, что Россия хотела использовать этот конфликт, чтобы избавиться от Саакашвили».

Приводятся в фильме слова самого Михиала Саакашвили: «Уже было российское присутствие, уже де-факто шел процесс аннексии Абхазии и Южной Осетии, я не знаю, была ли пройдена красная черта, зеленая или желтая, но очевидно была пройдена граница цивилизованного поведения, и у нас не было другого выбора, кроме как действовать».

Дмитрий Медведев со своей стороны рассказал: «Мне позвонил министр обороны и сказал, что наш грузинский сосед начал активные боевые действия. Я скажу абсолютно откровенно: я сначала очень засомневался, он (Саакашвили) что, совсем сумасшедший, сбрендил что ли? Может, это провокация, он испытывает на прочность осетин и пытается что-то нам показать?».

Бывший глава Пентагона Роберт Гейтс вспоминает, что в администрации Буша было четкое ощущение того, что Россия совершает неприкрытую агрессию, но Вашингтон был не готов идти на обострение. «Я был непреклонен, как и госсекретарь Райс, что мы не оказываем Саакашвили поддержку оружием», — подчеркивает он.

Авторы картины отмечают, что Саакашвили сделал неверную ставку: американцы не были готовы рисковать.