Программа была подготовлена по поручению президента Дмитрия Медведева. Документ снабжен грифом «для служебного пользования». Из документа следует, что все ключевые задачи российской внешней политики — будь то лоббирование проектов «Газпрома» в Европе, взаимопонимание с НАТО по ПРО или склонение ЕС к либерализации визового режима — выполняются весьма успешно. Впрочем, эксперты оптимизма чиновников не разделяют.
Как пояснил пресс-секретарь господина Путина Дмитрий Песков, правительство раз в квартал отправляет в контрольное управление администрации президента отчет о реализации этой программы, подписанной господином Медведевым в сентябре 2010 года. Впрочем, документ является, по сути, отчетом о достижениях Москвы на внешнеполитическом фронте за всю первую половину 2011 года.
Смысл «Программы эффективного использования... внешнеполитических факторов...» заключается в том, что внешняя политика России должна работать на модернизацию экономики страны. По словам собеседников в МИД РФ, этот документ является реальной программой, на которую ориентируется российская дипломатия — гораздо более, чем на принятую в июле 2008 года декларативную Концепцию внешней политики РФ.
Судя по подписанному Владимиром Путиным отчету, первая половина этого года была для российской дипломатии крайне успешной — Москва буквально шла от победы к победе. Отчет начинается с того, что приоритетной задачей внешней политики России было «формирование благоприятных внешних условий для всестороннего внутреннего развития страны, качественной модернизации и повышения конкурентоспособности российской экономики».
В частности, правительство отмечает, что справлялось с задачей «поддержания обороноспособности страны на более низких уровнях вооружений и высвобождения таким образом необходимых ресурсов для развития государства». Впрочем, некоторые эксперты отмечают, что утвержденная правительством с подачи президента Медведева госпрограмма вооружений до 2020 года на 20 трлн руб., наоборот, полностью лишает государство ресурсов для развития.
Правительство подкрепляет свою позицию, приводя в пример ратификацию договора СНВ с США в феврале, а также «продолжение активного диалога с США и НАТО по вопросам ПРО с целью добиться от Вашингтона юридических гарантий ненаправленности разворачиваемой системы против российских стратегических ядерных сил». Однако независимые эксперты отмечают, что «активный диалог» так и не привел к желаемым результатам, американские чиновники не устают напоминать, что никаких документов, которые могли бы наложить хоть какие-то ограничения на создаваемую систему ПРО, Москва не получит. Последним об этом заявил будущий посол США в РФ Майкл Макфол.
Скептически относятся эксперты и к отмеченному в отчете прогрессу на пути согласованного в ноябре 2010 года в Лиссабоне «выстраивания стратегического модернизированного партнерства Россия—НАТО на принципах транспарентности, предсказуемости и доверия». Правительство рапортует о «проведении последовательной работы с целью добиться ненаправленности военного планирования НАТО и России друг против друга». Но обнародованные WikiLeaks документы Госдепа США говорят, что эта работа была обречена — параллельно переговорам с Москвой НАТО разрабатывало планы защиты прибалтийских государств от нападения России.
Единственными реальными успехами во взаимодействии с НАТО, по словам экспертов, являются упомянутые в правительственном отчете соглашение с Пентагоном о закупке партии вертолетов Ми-17 для нужд ВВС Афганистана, создание трастового фонда с НАТО для подготовки техперсонала этих машин и договор с США о транзите военных грузов в Афганистан. Еще одним успехом, который эксперты не подвергают сомнению, стало одобрение Арктическим советом положения о роли стран-наблюдателей, которое «препятствует внедрению в Арктику НАТО, ЕС и других внерегиональных игроков».
Другие же успехи, о которых говорится в документе, более сомнительны. Например, достижением российской внешней политики, по словам авторов документа, стали «мероприятия по укреплению статуса ООН как основы международно-правовой системы обеспечения мира». А в качестве главной заслуги отмечается фиксация положения о центральной роли Совбеза ООН в урегулировании конфликта в Ливии и «сдерживание санкционнного давления» в отношении Сирии и Ирана. При этом в случае с Триполи Россия сама последние месяцы постоянно и безуспешно критикует НАТО за игнорирование ООН.
Одним из ключевых успехов в правительстве РФ называют поддержку «магистральных проектов в области энергетики» — Nord Stream и South Stream.
— В мае завершена укладка первой нитки «Северного потока». Начато строительство второй ветки. Подписаны двусторонние соглашения по «Южному потоку» с Австрией, Венгрией и Грецией«. Россия активно вовлекала в проект Македонию, Румынию, Албанию, Боснию и Герцеговину, Словакию и Чехию.
Наконец, в заслугу себе правительство записывает получение разрешения Турции на изыскательские работы в ее исключительной экономической зоне.
Правда, эксперты называют итоги 2011 года для обоих проектов «настоящим кошмаром». Несмотря на запуск Nord Stream, Европа в лице канцлера ФРГ Ангелы Меркель твердо дала понять, что не согласна на прокладку третьей ветки этой трубы. По South Stream результаты, по его словам, еще хуже. "ЕС отказал South Stream в статусе трансъевропейской сети, льготных кредитах и не включил его в список своих приоритетных проектов. Все эти льготы получил конкурирующий проект Nabucco«,— заключает он.
Кроме того, в документе отмечен прогресс на визовом направлении — отменены визы с Абхазией, Южной Осетией, Колумбией, Перу и Турцией. А главное — ЕС демонстрирует «готовность к предметному взаимодействию» по либерализации визового режима. Однако, как заявил «Ъ» главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, «склонение ЕС к отмене виз проходит не очень эффективно». По его словам, Москва не добилась обещания отменить визы после того, как РФ выполнит все технические требования Брюсселя.
Наконец, в отчете правительства говорится об «утверждении в мире объективного образа России», чему, по мнению авторов документа, «способствовала наша активная позиция при обсуждении всего спектра вопросов международной правозащитной тематики в ООН, Совете Европы и ОБСЕ». В то же время, по данным исследования Pew Global Research за 2011 год, мнение о России в большинстве западных стран остается преимущественно негативным, причем во многих негативное восприятие РФ за последний год только усилилось.
Единственный негатив, который упомянут в документе, авторы сформулировали следующим образом: «Глобальное развитие приобретает все более сложный и многомерный характер, становясь менее предсказуемым и прогнозируемым. Позитивные тенденции в международных отношениях остаются пока хрупкими и не приобрели необратимого характера».