Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Константин Киселев: Рокировка Путин-Медведев - мерзость полная

5 октября 2011, 16:04
интервью
Скоро выборы. Выборы в Госдуму 4 декабря и выборы президента России, которые состоятся 4 марта 2012 года. Разобраться в том, «ху из ху», не так-то легко.

Легче это сделать вместе с известным политологом Константином Киселевым.

— Константин Викторович, как вы оцениваете сейчас раскладку политических сил и партий в преддверии начала предвыборной гонки?
— Так, давайте поймем, кто у нас будут участники, сколько их будет и какие они будут. Уже понятно, что четыре участника будут абсолютно точно: это «Единая Россия», «ЛДПР», «Справедливая Россия» и «КПРФ». Предполагаются и иные. Во-первых, «Правое дело», но уже без Ройзмана, без Прохорова, без Киселева. Во-вторых, «Яблоко», которое уже выдвинуло список во главе с Г. Явлинским, восставшим из ада. Кстати, список был зарегистрирован в Центральной избирательной комиссии. В-третьих, потенциальные «Патриоты России». И, собственно, все. То есть налицо четыре реальных участника и три потенциальных. Это первый момент.

— Давайте начнем с главных, с реальных участников.
— Впервые кампанию «Единой России» ведет не Сурков, а господин Володин. Соответственно, господину Володину необходимо добиться результата выше 50%. Суркову такой результат, может быть, не сильно интересен, ведь ему нужно показать, что он незаменим.

Если Володин сыграет хуже, на 45-40%, я думаю, что Сурков в этом смысле будет несколько рад.

На региональном уровне ситуация выглядит абсолютно стандартно для «Единой России»: действуют несколько штабов, кто-то говорит — пять, кто-то говорит — семь уже штабов существует. Каждый дует в какую-то свою дудку, делаются какие-то непонятные абсолютно вещи...

— Разброд и шатание...
— Да, разброд и шатание. Единственное, что могу сказать, что на этом фоне, как бы я ни критиковал Мишарина, но рейтинг Мишарина реально растет, особенно после «Иннопрома». Печально, на мой взгляд, но факт есть факт. Как специалист я должен ситуацию оценивать объективно.

— А каков рейтинг «Единой России»?
Рейтинг «Единой России» в нашем регионе зависит от Москвы, от федеральной кампании, это раз. Зависит от воли избирательных комиссий, это два. И зависит от активности тех или иных партий на региональном уровне, это три. Наконец сказываются различные скандалы. Например, с В. Контеевым.

— С «Единой Россией» более-менее понятно.
— Что касается ЛДПР. ЛДПР традиционно росла в последнее время за счет роста протеста в целом по стране. Росла также за счет националистической риторики, которую очень активно использовал Владимир Вольфович Жириновский. При этом в ЛДПР особо разделять кампании на уровне федерации и на уровне области, очевидно, смысла нет, потому что Жириновский будет абсолютно везде. И именно он будет что-либо говорить, именно он будет что-либо делать. Рейтинг ЛДПР может, безусловно, подняться за счет того, что из «Правого дела» ушел Ройзман, ушел Прохоров. И вот эти голоса, они могут перейти в чистый протест, который будет отдан именно ЛДПР-овцам. Ну и плюс ко всему на региональном уровне какое-то количество голосов могут принести известные кандидаты, которые вышли, например, из КПРФ и могут оказаться в одной из партий, в том числе в ЛДПР.

— Что у нас со «Справедливой Россией»?
— В регионе «Справедливая Россия» выглядит сегодня очень эффективно по одной простой причине — потому что они реально работают, электорально работают. Основная тема, которую крутит «Справедливая Россия», — это тема ЖКХ. Кроме того, ходят слухи о том, что справедливороссы на местном уровне договорились с командой Чернецкого, с городом, и, соответственно, город открывает для «Справедливой России» те ресурсы, которые у него есть. Это медийные ресурсы, это ресурсы, связанные с административным влиянием, и это ресурсы, связанные с наглядной рекламой.

— Ну, а наши коммунисты как же?
— В «КПРФ», в отличие от «Справедливой России», ситуация обратная: на федеральном уровне их позиции сильнее, нежели на уровне региональном. Все это связано прежде всего с именем лидера регионального отделения — господином Шадриным, у которого обнаружили судимость. И насколько мне известно, далеко не все данные по Шадрину были обнародованы. В ходе избирательной кампании они могут всплыть. Возможно, их оставили напоследок. Данные эти выглядят достаточно мерзко и характеризуют господина Шадрина далеко не с лучшей стороны. Я видел копии некоторых документов, но это были именно копии, сами документы я в руках не держал.

И гораздо полезнее для страны, нежели Путин, который есть абсолютное зло для меня, для России. Равно, как и Медведев. Особенно после того, что произошло на съезде «Единой России» с рокировкой тандема.

— Ну, теперь обратим внимание на Екатеринбург и историю, достаточно нашумевшую, это дело Контеева...
— Контеев, безусловно, ударил по позициям команды Чернецкого, это 100%. По той информации, которая есть у меня, с Контеевым все хорошо, в том смысле, что доказательная база там есть, такими обвинениями, как убийство, не разбрасываются. По полной программе «синие» сдают информацию, сливают весьма успешно. И если Контеев заговорит, а я так понимаю, что он знает очень много, то мало ни Чернецкому, ни Тунгусову не покажется. При этом один из высокопоставленных силовиков в частной беседе открыто сказал, что «у меня сядут все». И потому, если не остановят сверху, то могут поплыть фигуры достаточно весомые и значимые. Поэтому сейчас предпринимается все для того, чтобы вытащить Контеева из СИЗО, предпринимается все для того, чтобы замять все дела. Делается все для того, чтобы он замолчал.

Один из вариантов — Контеев может не дожить до суда, как бы это ни страшно звучало.

— Как вы оцениваете положение России сейчас в глазах мировой общественности?
— Сегодня был замечательный ролик в интернете, «Пульс страны» называется. Там показано, как страна пульсировала-пульсировала, и вот наступает 2000 год — и пульса нет. Все. Страну убили. Зададим себе вопрос: что у нас случилось в науке за эти 10 лет? Ничего, ноль. Что у нас с образованием? Образование у нас что, качественно выросло? Ноль, качество снижается везде, и в школах, и в вузах, где угодно. Что у нас с медициной? Есть у нас какой-то прорыв в медицине? Застой полный. Что, у нас дороги стали качественнее и лучше, чем они были? Нет. У нас что, инфраструктура за эти 10-11 лет и в области, и в стране улучшилась? Двухколейная дорога до Владивостока, которая уже посыпалась что ли? Это бред полный, а не дорога. 10 лет — это хуже, чем застой, это деградация полная. А все эти люди потом говорят о том, что это все виноваты 90-е годы. Они у власти уже находятся сколько? Двенадцать лет скоро. И ничего не меняется в мировом контексте, если сравнивать с темпами роста Бразилии или Малайзии, то становится только хуже.

— А как вы отнеслись к рокировке в тандеме?
— Здесь тоже нужно хладнокровно все оценивать.

Да, с одной стороны то, что произошло, — мерзость полная. Страну загоняют в застой, люди держатся за свои коррупционные доходы, развития страны не желают. Это очевидно. Об этом отписались многие. Понятно и то, что Медведев «слился». Не хотел, но пришлось. Он жалко оправдывался, давая интервью трем телеканалам. Кстати, это одно из доказательств того, что все было решено с рокировкой достаточно быстро, в спешке. Но Бог с ними.

С другой стороны, оппозиции нужно выработать ту стратегию, которая наиболее эффективно могла бы противостоять загнивающей власти. Можно уехать. Так собираются сделать многие. Я ни в коем случае их не осуждаю. Человек имеет право переехать туда, где лучше. Из деревни в город, из депрессивного города в региональный центр, из провинции в столицу, из страны в страну. Но кто-то должен оставаться. А потому о действиях.

Во-первых, что касается гражданского сопротивления, то здесь ясно: чем выше плотность гражданской активности, тем выше шанс избежать распада системы. Другими словами, сохранение страны и общества сегодня зависит не от власти, а от граждан.

Во-вторых, на выборах имеет смысл голосовать по методу Навального — за любую партию, кроме «Единой России», но с одной корректировкой. Нельзя отдавать голоса тем, кто в легислатуры не проходит. А партий, что получают места с гарантией, всего две — ЛДПР и КПРФ. Голосование за КПРФ на региональном уровне — тема для меня закрытая, ибо там уголовщина с признаками эксгибиционизма. А вот на федеральном — совсем нет.

На региональном уровне я, скорее всего, проголосую за ЛДПР, а на федеральных выборах — либо за ЛДПР, либо за КПРФ. Противно будет, но таков расчет. Нужно голосовать против большего зла.

В-третьих, пока не ясно, как развернется ситуация в связи с кризисом. А он уже виден. Буквально из каждого окошка. И отсидеться не удастся. Потому нужно готовиться к падению уровня жизни, к росту безработицы, к обострению межнациональных конфликтов. Нужно готовиться к обострению конфликтности. Вот некоторые мои хорошие знакомые вооружаются и чувствуют себя уверенней. Их право.

Путин с Медведевым задабривают армию и правоохранителей, прикармливают, приручают. Это же тоже видно. Боятся.

— Вы пессимист?
— Я не пессимист. Я, скорее, идеалист. Именно поэтому я не люблю нагонять дрожи, как это делает, например, известный экономист Хазин. Я предпочитаю что-то делать с надеждой на лучший исход. Несмотря на то, что в последнее время в политике все чаще из всех вариантов реализуется наихудший. Путин на 12 лет именно из этой «запредельной» серии.

Штабы Алексея Навального внесены Росфинмониторингом в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму.