Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Любители естествознания против дорожных строителей. Список претензий

15 июля 2015, 09:03
Фото: Sergey Zykov/Facebook.com
Заявление Уральского общества любителей естествознания в прокуратуру Свердловской области.

Открытый конкурс номер закупки 0162300005314008215 (дата начала подачи заявок 31.12.2014, дата рассмотрения и оценки заявок 13.04.2015) проводится Администрацией города Екатеринбурга (Российская Федерация, 620014, Свердловская обл., Екатеринбург г, Ленина, 24/а, ИНН 6661004661 КПП 667101001, ОКПО 04041542, ответственное должностное лицо Сметанин Николай Николаевич, телефон 7–343–3713731, адрес электронной почты smetanin@ekadm.ru). Предмет конкурса «организация выполнения работ по реконструкции и строительству улично-дорожной сети, тяготеющей к Центральному стадиону, в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу. I этап. Реконструкция улицы Татищева, от улицы Красноуральской до существующей улицы Репина. Реконструкция проспекта Ленина, от существующей улицы Репина до улицы Московской. Реконструкция улицы Репина от улицы Попова до Верх-Исетского бульвара. Реконструкция переулка Пестеревского на участке от улицы Московской до Верх-Исетского бульвара. III этап. Реконструкция улицы Репина от улицы Токарей до улицы Попова. Реконструкция улицы Пирогова от улицы Репина до улицы Татищева».

Согласно ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» функции обеспечения государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами; выявления нарушений антимонопольного законодательства; принятия мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечения к ответственности за такие нарушения осуществляет антимонопольный орган.

В силу ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг») любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством РФ имеют право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок или в суд действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Порядок обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей,
утверждён приказом Министерства экономического развития РФ от 10 октября 2013 г. N 578.
Согласно п.1.11. Порядка, утвержденного вышеуказанным Приказом №578, обязательное общественное обсуждение проводится, в том числе в отношении соблюдения лицами, указанными в пункте 1.2 настоящего Порядка, соответствия закупок:

1) требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) целям и мероприятиям, предусмотренным государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
3) решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам;
4) международным обязательствам Российской Федерации, межгосударственным целевым программам, участником которых является Российская Федерация;
5) функциям и полномочиям государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов;
6) требованиям актов о нормировании в сфере закупок;
7) приоритету обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

В соответствии с п.1.12. Порядка по результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы-графики, извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

В ходе второго этапа обязательного общественного обсуждения общественным контролем были обозначены аспекты № 2,3,5,6,7,8,9, свидетельствующие о наличии в документации аукциона и при его проведении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, в области охраны культурного наследия, в сфере экологии, а также несоответствие закупок поручениям и указам Президента РФ.
А именно:

I. В отношении соблюдения требований законодательства в области охраны культурного наследия, следующих норм действующего законодательства:

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (далее — Федеральный закон № 73-ФЗ) земельный участок, подлежащий хозяйственному освоению, является объектом государственной историко-культурной экспертизы.
Согласно ч.1 ст. 31 Федерального закона № 73-ФЗ (в редакции, действующей до 21.01.2015) историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

В соответствии с п.2.1. ст. 31 Федерального закона № 73-ФЗ (в редакции до 21.01.2015) организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, — в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ (п. 2. ст. 32 Федерального закона № 73-ФЗ).

В соответствии со ст. 34 в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона № 73-ФЗ. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

В ст.36 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.

В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.

Согласно пункту 3 указанной статьи в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации.

Финансирование вышеуказанных работ осуществляется за счет средств физических или юридических лиц, являющихся заказчиками проводимых работ (п. 4 ст. 36)

В соответствии со ст.46 Федерального закона № 73-ФЗ физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством Российской Федерации и законом соответствующего субъекта Российской федерации.

Общественный контроль установил, что проектная документация не содержит сведений о принятии уполномоченным органом в сфере охраны культурного наследия (Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области) решения о возможности освоения земельного участка для реконструкции и строительства улично-дорожной сети, тяготеющей к Центральному стадиону, в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу.

Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2014 N 2213-р была утверждёна «Основная часть проекта планировки территории Верх-Исетского района г. Екатеринбурга в границах улиц Пирогова, Репина и Татищева, предназначенной для размещения стадиона до 45000 зрительских мест». Земельный участок, рассмотренный в этом проекте (см. Приложение №1), находится вне границ земельного участка для реконструкции и строительства улично-дорожной сети, тяготеющей к Центральному стадиону, в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу (документы закупки 0162300005314008215). Утверждённая Правительством РФ «Основная часть проекта планировки территории Верх-Исетского района г. Екатеринбурга в границах улиц Пирогова, Репина и Татищева, предназначенной для размещения стадиона до 45000 зрительских мест» выполнена для территории не входящей в границы земельного участка по реконструкции и строительству улично-дорожной сети, тяготеющей к Центральному стадиону, в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу (закупка 0162300005314008215) и не может содержать сведений (в том числе, решения уполномоченного органа в сфере охраны культурного наследия) в отношении документов этой закупки.

Иных утверждённых проектов планировки, разработанных в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу и содержащих согласование уполномоченного органа в сфере охраны культурного наследия, нет и в документах закупки 0162300005314008215 не представлено.
В тоже время, согласно документам закупки, на осваиваемой территории расположен ряд объектов культурного наследия.

На страницах 77–79 тома 5532–12–01-П31.10 (Приложение №2) содержится справка, выданная МУГИСО 28.10.2013 №17–08–28/283, в которой указаны 36 объектов культурного наследия, включенные в единый государственный реестр, а также 2 объекта, представляющие историко-культурную ценность. В то же время, таблица 2.1 «ОКН Верх-Исетского района МО Город Екатеринбург», приведенная на странице 167 тома 5532–12–01-ПЗ1.1-ПЗ (Приложение №3) содержит список лишь из 4 объектов культурного наследия. Основания, по которым перечень объектов был сокращен, нигде не указаны и не подтверждены государственной историко-культурной экспертизой.

Фактически же (согласно графическим материалам проектной документации), на участке планируемого производства строительных работ находятся объекты культурного наследия и выявленные объекты культурного наследия:
1. «Госпиталь Верх — Исетского завода: главный корпус; флигель; павильон западный; павильон восточный. 1824–1826 годы, архитектор М.П. Малахов» (Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов № 454 от 04.12.1986). Адрес: ул. Верх-Исетский бульвар, 15, литеры А; ул. Верх-Исетский бульвар, 9, литера А.
2. «Братская могила коммунаров. 1918–1919 годы; 1959 год» (Постановление Правительства Свердловской области № 859-ПП от 28 декабря 2001). Адрес пл.Коммунаров
3. «Комплекс жилых зданий (конструктивизм): корпус А (4 секции), корпус Б (3 секции), корпус В (3 секции), корпус Г, корпус Д, корпус-вставка. 1920–1930 годы» (Решение Совета народных депутатов № 75 от 18.02.1991). Адрес: проспект Ленина, 5.
4. «Екатеринбургская контора Государственного банка: здание банка; здание банка; ворота; ограда кирпичная. 1847 год, архитектор Малахов М.П. 1895 год, архитектор Фальковский И.Л» (Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов № 454 от 04.12.1986). Адрес: проспект Ленина, 6, литера Б, литера А.
5. «Комплекс Института курортологии и профзаболеваний: физиотерапевтический институт; институт профзаболеваний и гигиены; общежитие и лаборатория. 1929–1930 годы, архитектор Г.А. Голубев» (Решение Совета народных депутатов № 75 от 18.02.1991). Адрес: ул. Московская, 12; ул. Репина, 2; ул. Московская, 14.
6. «Институт медицинский. 1930 годы, архитектор Г.А. Голубев» (Постановление Правительства Свердловской области №859-ПП от 28 декабря 2001). Адрес ул. Репина, 3, литера Д, литера Д-2.
7. «Стадион «Центральный» (комплекс). 1954–1957 годы, архитекторы Васильев С.А., Владимирский Ю.А» (Постановление Правительства Свердловской области №859-ПП от 28 декабря 2001). Адрес: ул. Репина, 5.
8. Здание терапевтического отделения Городской больницы. Адрес: Верх-Исетский бульвар, 5 литер А (основание Акт государственной историко-культурной экспертизы).
9. Дом жилой. Адрес: ул. Мельникова, 14 (основание Акт государственной историко-культурной экспертизы).
10. Здание института охраны материнства и младенчества. Адрес: ул. Репина, 1 литер А (основание Акт государственной историко-культурной экспертизы).
11. Ансамбль Свердловской городской больницы. Адрес: ул. Репина, 1 литер А; ул. Репина, 3; Верх-Исетский бульвар, 5 литер А (основание Акт государственной историко-культурной экспертизы).

Границы охранных зон утверждены для одного объекта культурного наследия Стадион «Центральный» (Постановление Правительства Свердловской области от 13 ноября 2013 г. N 1384-ПП).

Фактически (согласно проектной документации из документов закупки) проведение земляных и строительных работ запланировано непосредственно на территориях объектов культурного наследия: Госпиталь Верх-Исетского завода, Братская могила коммунаров, Комплекс жилых зданий (конструктивизм), Институт медицинский, на территориях всех выявленных объектов культурного наследия, при этом затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности всех указанных объектов.

Проектная документация не содержит информации об утверждённых границах территорий и зон охраны полного перечня вышеуказанных объектов культурного наследия. В документах приведены лишь рекомендации по проведению научно-изыскательских работ на территории объект культурного наследия «Братская могила коммунаров» (стр. 12 тома 5532–12–01-ИД2, Приложение №4 к настоящему Заявлению), Акта государственной историко-культурной экспертизы нет.
Государственным уполномоченным органом до настоящего времени не определены территории объектов культурного наследия, в связи с чем, не представляется возможным установить факт нахождения (не нахождения) прокладываемых участков трассы на территории объектов культурного наследия, что свидетельствует о наличии признаков нарушения ст. 35, 36 Федерального закона № 73-ФЗ (в редакции, действующей до 22.01.2015).

Соответственно, документально заказчик работ не подтвердил законность предоставления участка для реконструкции уличной сети (либо ведение хозяйственного освоения в целях нового строительства); Государственным уполномоченным органом в сфере охраны культурного наследия не приняты все исчерпывающие меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, находящихся в непосредственной близости от проектируемого строительства и реконструкции, что является признаком нарушения ч. 2 ст. 19 Закона Свердловской области от 21.06.2004 № 12-ОЗ;
Заказчиком не отражены в документации документы, свидетельствующие о наличии обследований технического состояния конструкций зданий-памятников, выявленных объектов, до начала проектирования нового строительства, а также о наличии прошедшего государственную экспертизу и рассмотренного уполномоченным органом раздела по сохранению объектов культурного наследия.

Каким образом заказчик мог определить, что работы не затрагивают ОКН, если их территории и охранные зоны не определены? Выполнение научно-исследовательских работ в отношении объектов культурного наследия в процессе строительства не предусмотрено Федеральным законом №73-ФЗ и действующими подзаконными актами.

II. В отношении соблюдения требований законодательства в области проведения государственной экспертизы:
В соответствии с частью 3.4. статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.11.2014), Проектная документация всех объектов, указанных в «пункте 5.1 статьи 6» настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием «отходов I — V классов опасности», подлежат государственной экспертизе.

Часть 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (в редакции от 24.11.2014) определяет, что предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Согласно части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (в редакции от 24.11.2014): не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях «особо охраняемых природных территорий», на Байкальской природной территории, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием «отходов I — V класса опасности», искусственных земельных участков на водных объектах.

Решением Екатеринбургской Городской Думы от 27.10.2009 г. №46/11 за Парком XXII Партсъезда закреплен статус особо охраняемой природной территории местного значения. Согласно Паспорту данной ООПТ (введен Решением Екатеринбургской Городской Думы от 28.05.2013 г. № 24/76), на территории парка запрещается любая деятельность, отрицательно влияющая на его экологическое и санитарное состояние. Работы, предусмотренные проектной документацией, затрагивают территорию ООПТ, о чем указано, в том числе на страницах 167–168 тома 5532–12–01-ПЗ1.1-ПЗ (см. Приложение №3).

Обоснования о необходимости установления соответствия проектной документации требованиям государственной охраны объектов культурного наследия приведены в предыдущей части заявления.

Таким образом, проектная документация, представленная в закупке 0162300005314008215, подлежит государственной экспертизе проектной документации, государственной экологической экспертизе проектной документации и государственной историко-культурной экспертизы проектной документации.

Установлена информация о наличии положительного заключения государственной экспертизы от 23 июня 2014 г.
Установлено отсутствие информации о государственной экологической экспертизе проектной документации и государственной историко-культурной экспертизе проектной документации по закупке 0162300005314008215.

Государственная экологическая экспертиза предусмотрена статьей 10 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об экологической экспертизе». Согласно ст. 12, государственная экологическая экспертиз проектной документации проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации, объектом экспертизы является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Объекты государственной историко-культурной экспертизы в рамках документации, представленной в закупке 0162300005314008215, обозначены в предыдущей части заявления.

III. В аукционной документации содержатся признаки нарушения законодательства в области погребения и похоронного дела и увековечении памяти погибших при защите Отечества.

На территории, относящейся к предмету закупки, расположен Парк Коммунаров. В данном парке располагается объект культурного наследия «Братская могила коммунаров». В отношении данного объекта в исторической литературе имеются сведения о нахождении захоронений вблизи данного памятника. (Приложение №5, Приложение №6). Кроме того, согласно данным (стр. 247) Проекта районной планировки Свердловского внутриобластного района, разработанного по заказу Главного управления архитектуры и градостроительства Свердловского облисполкома (шифр документа 10.196.1789–00-ГПР.ПЗ), в зоне ландшафтного памятника архитектуры и истории «Сквер Коммунаров (площадь Коммунаров») есть захоронения погибших в гражданскую войну, а также захоронения красноармейцев, умерших от ран в 1941–1945 гг. (см. Приложение № 7).

Кроме того, в 2006 году ГОУ НПП «УралСейсмоЦентр» проводило на основании договора подряда № 17–05/06 от 19 мая 2006 г. с ООО «АТРИ» экспериментальные геофизические, георадарные и газогеохимические изыскательские работы, по результатам которых составлена Объяснительная записка. Факт проведения данных изыскательских работ известен Муниципальному заказчику, ссылка на заключение ГОУ НПП «УралСейсмоЦентр» приведена в томе проектной документации 5532–12–01-ИД2 на стр. 14. (Приложение №8).

Согласно разделу 5.3 Объяснительной записки (с. 97) (см. Приложение №9) «Заключение и рекомендации», геофизические и газогеохимические аномалии, выявленные в ходе проведения работ, включающих анализ архивных и исторических сведений, идентифицируются с возможными захоронениями в виде «братских могил», а также одиночных захоронений. Расположение указанных аномалий приводится в Прил.16 к Объяснительной записке, именуемом «Карта геофизических и газогеохимических аномалий, идентифицированных с возможными массовыми захоронениями в сквере на площади Коммунаров в г. Екатеринбурге» (см. Приложение №10 к настоящему Заявлению).

Согласно данным, приведённым на стр. 26 в документации 5532–12–01-ИД2 (Том 10.2) «сеть новых автодорог и коммуникаций может пройти по 15 объекта групповым и более чем 10 одиночным. В них может оказаться 100 (85) антропологических объектов.

Таким образом, наличие захоронений на территории проведения строительных работ, предусмотренных закупкой №0162300005314008215, установлено в различных документах и исследованиях.

Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О погребении и похоронном деле»: существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий. Согласно п.6.ст.16 Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.

Осуществление работ, предусмотренных закупкой №0162300005314008215, содержит признаки нарушения Федерального закона N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Указанные выше захоронения вблизи объекта культурного наследия «Братская могила коммунаров» попадают под действие Закона РФ от 14 января 1993 г. N 4292–1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (с изменениями и дополнениями). В частности, статья 1 гласит: «Увековечению подлежит память: … погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества; … умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;».

Статья 2 Закона N 4292–1 определяет одну из форм увековечения памяти погибших при защите Отечества как сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.

В соответствии с абзацем 1 статьи 6 Закона N 4292–1, в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта, а абзац 4 той же статьи предусматривает, что строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.

Строительные, земляные и дорожные работы, предусмотренные закупкой №0162300005314008215, приведут к разрушению воинских захоронений. Также в конкурсной документации отсутствуют материалы, подтверждающие согласование органами местного самоуправления проведения работ в отношении воинских захоронений. Данные обстоятельства указывают на наличие признаков нарушения Закона РФ от 14 января 1993 г. N 4292–1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

IV. В аукционной документации не учтены требования к обеспечению соблюдения норм Федерального закона № 73-ФЗ при проведении работ в отношении объектов археологии.

Виды работ, заложенные в документации (см. том 5532–12–01-ПЗ1.2-СП «Состав проектной документации», содержащийся в Приложении №11 к настоящему Заявлению), не соответствуют установленным действующим нормам на момент подготовки документации (ст. 45.1 73-ФЗ) видам работ. Проведение археологических исследований в процессе строительств является грубейшим нарушением российского законодательства и ратифицированных Россией международных норм права.

Частью 7 ст. 45.1. Федерального закона № 73-ФЗ установлены следующие виды работ:
7. Виды археологических полевых работ:
1) археологические разведки — проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;
2) археологические раскопки — проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;
3) археологические наблюдения — проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.
Устанавливая в документации возможность проведения археологического надзора в процессе проведения строительных работ, заказчик тем самым легализует намеренное повреждение территории культурного слоя, который содержит археологические предметы.
В участок освоения попадает не только территория с захоронениями в сквере на площади Коммунаров, но и территории объектов культурного наследия периода ХIХ века.

Согласно ч. 2. ст. 40 в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.

Указанное заказчиком не обеспечено.

Нормы статьи 45.1. Федерального закона № 73-ФЗ гласят следующее:
1. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее — археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).
Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.
2. Разрешение (открытый лист) — документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.
3. Порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам — гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.
5. Решение о выдаче разрешения (открытого листа) или об отказе в его выдаче принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия с учетом заключения Российской академии наук о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом и методами исследования. В случае выдачи разрешения (открытого листа) лицу, осуществлявшему археологические полевые работы на основании ранее выданного разрешения (открытого листа), новое разрешение выдается при условии принятия на хранение в Архивный фонд Российской академии наук научного отчета о выполненных археологических полевых работах.
6. Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).
8. Лабораторная обработка и научный анализ собранного материала (камеральная обработка) являются неотъемлемой частью археологических полевых работ.
9. Спасательные археологические полевые работы — проведение методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний.
10. Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.
11. В случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ.
12. В случае, если в результате проведения археологических полевых работ изменились учетные данные объекта археологического наследия (площадь объекта, предмет охраны и другие данные), физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение тридцати рабочих дней со дня завершения археологических полевых работ письменно проинформировать об этих изменениях орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в сфере охраны объектов культурного наследия.
13. Исполнитель археологических полевых работ — физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, все изъятые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
14. Научный отчет о выполненных археологических полевых работах является основным документом, представляющим результаты проведения археологических полевых работ в соответствии с выданным разрешением (открытым листом).
В научном отчете о выполненных археологических полевых работах в текстовом, графическом, фотографическом и иных видах должны быть представлены полные данные о выявленных и (или) об исследованных объектах археологического наследия и археологических предметах.
15. Научный отчет о выполненных археологических полевых работах в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) подлежит передаче исполнителем археологических полевых работ на хранение в Архивный фонд Российской академии наук как составную часть Архивного фонда Российской Федерации.

Статьёй 45.2 регламентировано использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов:
1. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа).
2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

V Проектная документация закупки 0162300005314008215 и реализация закупки имеют признаки нарушения поручений Президента Российской Федерации.
Вопросы исполнения поручения Президента Российской Федерации в части организации контроля за принятием в субъектах Российской Федерации документов территориального планирования и градостроительного зонирования, установлением границ территорий и зон охраны музеев-заповедников, достопримечательных мест, иных объектов культурного наследия, соблюдением правового режима земель указанных объектов и земель особо охраняемых природных территорий в субъектах Российской Федерации, а также соблюдения требований законодательства в сфере охраны культурного наследия при осуществлении указанной деятельности, до настоящего времени не сняты с контроля с Президента РФ (поручение Президента Российской Федерации от 20.08.2012 № Пр-2217),
Пресечение, предупреждение и профилактики нарушений федерального законодательства об охране объектов культурного наследия в отношении территории музеев-заповедников, музеев-усадеб предусмотрено поручением Президента Российской Федерации от 24.06.2011 №Пр-1782.

Муниципальный заказчик Администрация города Екатеринбурга в Протоколе второго этапа обязательного общественного обсуждения, датированного 23.03.2015 г., указывает следующее заключение: «по результатам второго этапа обязательного общественного обсуждения заказчиком принято решение продолжить проведение закупки без внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке».
Таким образом,
решение заказчика, принятое по результатам общественного обсуждения, о продолжении проведения закупки без внесения изменений в документацию, необоснованно и противозаконно. Выявленные и указанные общественным контролем нарушения являются существенными, поскольку указывают на нарушения принятых и действующих норм законодательства и невыполнение их нарушает права граждан РФ.
Согласно статье 7 Федерального закона № 73-ФЗ:
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 настоящего Федерального закона.
3. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.


Проведение реконструкции уличной сети, прилегающей к Центральному стадиону, на основании размещённой документации и по результатам данного аукциона нарушает права жителей муниципального образования город Екатеринбург.
Руководствуясь приведёнными обоснованиями, просим:
в соответствии со ст. 45 ГПК РФ провести проверку соблюдения законности, обратится в суд в защиту прав неопределённого круга лиц, нарушенного действиями заказчика работ (Администрации муниципального образования город Екатеринбург).

ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Приложение №4 к Распоряжению Правительства РФ от 04.11.2014 N 2213-р на 2 л в 1 экз.
2. Страницы 77–79 тома 5532–12–01-П31.10 на 3 л. в 1 экз.
3. Страницы 167–168 тома 5532–12–01-ПЗ1.1-ПЗ на 2 л. в 1 экз.
4. Страница 12 тома 5532–12–01-ИД2 на 1 л. в 1 экз.
5. Страницы из книги «Город в двух измерениях» на 2 л. в 1 экз.
6. Страницы из книги «Свердловск. Путеводитель-справочник» на 2 л. в 1 экз.
7. Листы Проекта районной планировки Свердловского внутриобластного района на 2 л. в 1 экз.
8. Страница 14 тома 5532–12–01-ИД2 на 1 л. в 1 экз.
9. Страница 97 Объяснительной записки ГОУ НПП «УралСейсмоЦентр» на 1 л. в 1 экз.
10. Приложение №16 к Объяснительной записке ГОУ НПП «УралСейсмоЦентр» на 1 л. в 1 экз.
11. Том 5532–12–01-ПЗ1.2-СП «Состав проектной документации» на 17 л. в 1 экз.