Это связано с переходом от аналоговых процессов литографии к цифровому оборудованию. Наряду с этим переход к цифровым технологиям усилил конкуренцию, поскольку предоставил клиентам доступ к большему количеству вариантов, чем просто ближайшая к ним местная типография.
Конкуренция на полиграфическом рынке усиливается. Стоимость складских запасов расходных материалов для полиграфии относительно объемов продаж медленно растет. Клиенты требуют более коротких сроков печати и гибкости типографий. Все эти факторы напрямую влияют на прибыльность.
Типичный ответ отрасли на эти проблемы — стремиться улучшить бизнес. Принципы бережливого производства были определены, как путь вперед для обеспечения постоянного совершенствования полиграфической промышленности.
Термин «бережливое производство» (или «бережливое мышление») впервые был использован Джоном Крафчиком в 1988 году для описания производственной системы Toyota. Центральным принципом бережливого производства (lean production) является максимизация ценности, предоставляемой клиентам, при минимизации потерь.
Это достигается за счет определения ценности с точки зрения потребителя. Взгляд на производство со стороны клиента должен выделить процессы компании, создающие ценность при одновременном исключении всех шагов, которые не создают ценность.
Преимущества внедрения бережливого производства:
Принципы бережливого производства были успешно реализованы в производстве, а также в сфере услуг и оказали большое влияние на многие отрасли, но их применение в полиграфии до сих пор было менее заметным.
Характер самой полиграфической промышленности делает ее отдельной от производства отраслью, которая характеризуется высокодифференцированным производством в малых и средних объемах с низкой повторяемостью. Кроме того, полиграфия занимается не только производством, но и обслуживанием, как поставщик услуг. Всё это делает полиграфию сложной областью для внедрения бережливого производства.
Однако нет оснований полагать, что бережливое производство принципиально несовместимо с полиграфической отраслью. Другие специализированные отрасли, такие, например, как химические заводы, смогли адаптировать принципы бережливого производства для сокращения производственных отходов и времени цикла.
Полиграфическая промышленность может сделать то же самое. Эта отрасль быстро меняется, испытывает конкурентное давление, и, в то же время, существуют значительные возможности для повышения производительности. Принципы бережливого производства универсальны, и нет никаких причин, по которым их нельзя применить к печати.
Усилия по внедрению принципов бережливого производства в полиграфических компаниях на практике оказались оправданы. Представители печатного бизнеса, успевшие внедрить этот метод отмечают следующие явные улучшения:
Эти улучшения оказались очень существенными. Некоторые фирмы в результате внедрения практик бережливого управления получили до 90% сокращения запасов, на 75% сокращение доработок и на 90% сокращение сроков производства.