Продажа франшизы — это процесс, который подразумевает под собой огромный пласт работы по маркетингу, финансированию, упаковке франшизы, оформлению документов и продумыванию каждой детали правил системы франчайзинга.
Прежде всего, продажа франшизы — это понимание вашего соглашения с покупателем.
Соглашение о франшизе — это договор между вами и вашим франчайзи. После того, как вы подписали соглашение, вы будете юридически связаны его условиями. Договор франшизы состоит из 4 основных этапов:
Вы должны убедиться, что знаете свои права по законодательству вашего региона и указываете все интересующие вас правила в вашем с покупателем соглашении: по внутренним правилам, по политике компании, по конфиденциальности, иерархии, выплатах, поддержке и обучению франчайзи и т.д. на каждом из этих этапов. Вам также следует обратиться за профессиональной консультацией по соглашению и деловым возможностям в более широком смысле: к адвокатам или в специализированную компанию по продвижению франшизы.
Вы можете также спрашивать совета у франчайзеров на вашем местном рынке, если только ваши отрасли бизнеса никак не будут соприкасаться (чтобы они не оказывали вам медвежью услугу как конкурентам), о том, какую технику продвижения франшизы они уже использовали. Продажа франшизы — это серьезное финансовое и личное обязательство, и вы должны убедиться, что точно знаете, на что соглашаетесь.
После того, как вы получили итоговый вариант своего соглашения о франшизе, подготовьте для франчайзи документ с раскрытием информации, сводку с основными фактами и копию внутреннего распорядка (а также информацию об аренде и информацию о доходах, если это необходимо). Предлагая кому-то купить вашу франшизу, вы обязаны, как франчайзер, подождать не менее 14 дней, прежде чем:
Предоставляемый вами договор франшизы должен быть в «окончательной форме». Тем не менее, вы также можете внести изменения в соглашение в течение 14-дневного периода, чтобы внести запрошенные франчайзи изменения, заполнить необходимые сведения, отразить изменения адреса, внести небольшое уточнение или исправить ошибки или ссылки.
Следует внимательно продумать условия вашего соглашения. Дайте себе больше времени, не экономьте, очень часто мы вспоминаем о важных, но мелких деталях уже после того, как что-то сделали. В частности, следует обратить внимание на следующее:
Вам нужно будет получить письменное заявление франчайзи о том, что он получил, прочитал и имел разумную возможность понять ваши правила и политику. Это заявление должно быть предоставлено франчайзеру до того, как франчайзи подпишет или заплатит какие-либо невозвратные деньги.
Франчайзер также не может заключить с франчайзи договор франшизы, пока не получит: письменные заявления от независимого юрисконсульта, бизнес-консультанта или бухгалтера о том, что они предоставили вам совет (или заявления, подтверждающие, что вы получили этот совет) или же подписанное франчайзи заявление о том, что ему сказали, что ему следует обратиться за этой консультацией, но он решил этого не делать.
Заявление о профессиональной консультации не требуется законом, если вы предлагаете продлить договор франчайзинга.
Франчайзер не должен требовать от франчайзи подписания документа, освобождающего франчайзера от ответственности перед ним. Кроме того, соглашение о франшизе не должно содержать или требовать от франчайзи подписания отказа от каких-либо устных или письменных претензий со стороны франчайзера.
Секрет любой продажи — это не только спрос или качественная, осмысленная и таргетированная реклама, это также поиск целевой аудитории. Это создание привлекательного предложения. Это красивая обёртка и грамотная презентация.
А главный секрет продажи франшизы — рассказать о недостатках, чтобы получить доверие, что вы честны и не скрываете ни доходност, ни прибыльность, НО: рассказывать не все минусы. Еще важнее перекрыть каждый показанный недостаток значительным преимуществом.
Чтобы найти заинтересованных именно в вашей франшизе покупателей — используйте форумы, соцсети и специализированные по отраслям бизнеса площадки.
Полезно искать и среди знакомых, но не привлекайте друзей. Денежные отношения убивают дружбу.
Проведите исследование рынка, вы, можете, например, поездить по арендодателям коммерческих помещений, собирая статистику по запросам на аренду среди начинающих предпринимателей, ваше предложение может оказаться для них самым выгодным, привлекательным и достойным.
Главное: продажа франшизы — это обоюдное принятие ответственности. Франчайзер берёт на себя развитие и поддержку, а франчайзи несёт его знамёна, поэтому вам всегда надо быть начеку и продумывать каждый свой шаг за сто, за тысячу этапов до его свершения.