В России третий день продолжается активная дискуссия из-за замедления мессенджера Telegram — самого популярного приложения в стране с аудиторией свыше 90 млн человек. Ярче всех возмущается председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Он назвал ответственных за замедление Telegram «идиотами» и заявил, что это решение мешает военным связываться с близкими.
«Кто делает замедление Telegram? Идите на передовую, на СВО. Ребята, которые кровь проливают, — у них единственная связь с родными и близкими (через Telegram). Вы что делаете, идиоты? Я называю вещи своими именами. Люди собирают деньги на СВО, у людей единственная возможность общаться с родными и близкими через телеграм-каналы. Да, Max — замечательный мессенджер. Но давайте дадим возможность людям самим определять, что они выбирают. Те, кто это делают, — мерзавцы. Люди гибнут там за Россию, за русский мир. А вы что делаете? Одумайтесь», — заявил Миронов.
По мнению Миронова, замедление Telegram также мешает оповещению об атаках в Белгородской области. С ним согласился губернатор Вячеслав Гладков, который ежедневно рассказывает о непростой ситуации в приграничном регионе.
Действующий военнослужащий, находящийся в зоне СВО политтехнолог Платон Маматов сказал, что проблема гораздо шире — Telegram помогает солдатам координироваться. В разговоре с 66.RU Маматов признался, что альтернативы Telegram для военных пока нет, а российский мессенджер Max стать ей не сможет по трем причинам:
С Маматовым согласны многие военкоры, которые ежедневно докладывают многочисленной аудитории в Telegram о делах на фронте. Даже если в Max появится функциональность обмена и просмотра видео, это вряд ли поможет. Главное отличие национального мессенджера никак не изменить — с иностранного номера он работать не будет.
В Кремле не поверили, что военнослужащие координируются через Telegram.
«Я не специалист, эти вопросы нужно адресовать министерству обороны. Но я не думаю, что можно представить себе, что фронтовая связь обеспечивается посредством Telegram или какого-то мессенджера. Представить себе такое трудно и невозможно», — сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
О замедлении Telegram Роскомнадзор объявил 10 февраля, во Всемирный день безопасного Интернета. Ведомство продолжит вводить ограничения сервиса Павла Дурова «с целью добиться исполнения российского законодательства и обеспечить защиту граждан». Telegram по-прежнему не исполняет законы, не защищает персональные данные пользователей и не противодействует мошенникам и террористам, считают в РКН.
Пользователи в основном жаловались на долгую загрузку и отправку фото/видео. Сервис DownDetector за сутки зафиксировал как минимум 13 тыс. жалоб. Число гневных сообщений пользователей резко снизилось 11 февраля — до 3 тыс.
![]() Фото: скрин 66.RU |
|---|
| График сбоев 11 февраля |
Жалоб стало меньше на фоне развернувшейся дискуссии в соцсетях и Госдуме. Члены партии «Единая Россия» оправдывали действия интернет-регулятора. Например, депутат Андрей Гурулев связал замедление Telegram с «борьбой с НАТО»: «Защита информации — это составная часть борьбы между нами и НАТО. Я понимаю, что это многим доставляет неудобство, в том числе и мне. Но есть веление времени, угрозы и на них надо реагировать».
По другую сторону «баррикад» оказалась глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина. Она убеждена, что «терять столь необходимый инструмент для продвижения смыслов и пророссийской позиции было бы просто ошибкой».
Ее позицию разделяют десятки депутатов Госдумы от партий, считающихся оппозиционными. Парламент на день внезапно превратился в «место для дискуссий». Вечером 11 февраля 17 депутатов быстро внесли на рассмотрение проект поручения комитету по IT, чтобы тот потребовал от Минцифры объяснений по поводу необходимости блокировки Telegram. Голоса практически разделились, против выступили только «единороссы», у которых ключевое большинство в Госдуме.
![]() Фото: скрин из трансляции |
|---|
После новости о замедлении мессенджера стали появляться многочисленные комментарии удивленных депутатов, которые утверждали, что с ними никто это не обсуждал. Это может указывать на несогласованность действий.
Дискуссия по поводу замедления Telegram продолжается, единого мнения нет. Президент РФ Владимир Путин публично ситуацию не комментировал. Лишь его пресс-секретарь сказал, что глава государства не пользуется мессенджерами вообще.
«Я вижу и читаю заявления Роскомнадзора о том, что принято решение тормозить работу Telegram в связи с тем, что компания не выполняет требования российского законодательства. Очень жаль, что компания не выполняет [требования], но есть закон, который нужно выполнять», — сказал Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о планах заблокировать Telegram в России.
Создатель мессенджера Павел Дуров высказался лишь однажды. Он публиковал пост, в котором сравнил Россию с Ираном.
«Россия ограничивает доступ к Telegram, пытаясь заставить своих граждан перейти на контролируемое государством приложение, созданное для слежки и политической цензуры. 8 лет назад Иран пытался применить ту же стратегию — и потерпел неудачу. Он запретил Telegram под надуманными предлогами, пытаясь заставить людей перейти на государственную альтернативу. Несмотря на запрет, большинство иранцев до сих пор пользуются Telegram (обходя цензуру) и предпочитают его приложениям, подвергающимся слежке. Ограничение свободы граждан никогда не является правильным решением. Telegram выступает за свободу слова и конфиденциальность, несмотря на любое давление», — написал Дуров в своем телеграм-канале.
Авторы: Кирилл Смоленцев, Дмитрий Шлыков