Помимо OpenVPN и WireGuard под ограничения попали протоколы L2TP, IPSec, PPTP, IKEv2, Shadowsocks. Блокировки имеют массовый характер. По данным телеграм-канала «На связи. Служба поддержки», они затронули практически все регионы России.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Операторы вынуждены соблюдать требования Роскомнадзора. Например, один из читателей 66.RU сообщил, что работу одного из платных VPN-сервисов ему ограничил «Билайн».
«Согласно закону «О связи» в России запрещена работа VPN-сервисов, не обеспечивающих фильтрацию нарушающей закон информации. Применение VPN-протоколов с использованием зарубежной серверной инфраструктуры несет в себе существенные риски утечки личной, корпоративной и иной информации», — говорится в официальном комментарии Роскомнадзора.
«Государственные органы начали скрытную (без официальных заявлений и прочих свидетельств, в, например, реестре заблокированных подсетей, а полностью безотчетно и не руководствуясь какими-либо нормативными актами), но массовую блокировку всего, до чего хотят и могут дотянуться», — рассказал 66.RU инженер по безопасности, IT-специалист Алексей Калаверин.
Роскомнадзор хоть и не сможет заблокировать абсолютно все VPN-сервисы, но с нынешним бюджетом у него появилось гораздо больше способностей, чем еще несколько лет назад, считает он.
«Всем и абсолютно все [заблокировать] — пока не смогут, но конкретные протоколы конкретных приложений — запросто, естественно. Сейчас уже не 2018 год, увы, десятки миллиардов рублей вложены в инфраструктуру для массовой цензуры, и это дает свои плоды, — говорит Калаверин. — Задача выглядит — как создать максимум неудобств конечному пользователю за минимальную цену. И это получается: не стоит бессмысленной задачи поблокировать доступ везде, где не нравится безразмерному списку тех, кто может вносить что угодно на блокировку без суда (до- и внесудебные блокировки); стоит задача отвратить среднемедианного пользователя смартфонов и чуть компьютеров лазить туда, куда не надо этому безразмерному списку».
По его словам, это эффективно сработало с Instagram*, потому что пользователям просто надоело постоянно запускать VPN, чтобы попасть в эту заблокированную соцсеть.
«Надоело постоянно выяснять, который сервис для виртуализации сейчас работает, куда носить деньги и все такое. Пользователь ленив, и это экономически правильно. [Проводимые блокировки] очень плавно, но хорошо работают и с YouTube, там даже не пришлось специально на длительный срок замедлять трафик. Google был вынужден забрать кеширующие серверы с бекбонов (узлы, образующие «каркас» сети, — прим. ред.) городов-миллионников, что существенно замедлило раздачу контента. Одно дело забрать данные с ультрабыстрого обменника в Екатеринбурге, совсем другое — в Москву за этим контентом сбегать, не говоря о Варшаве-Амстердаме», — добавил эксперт.
Калаверин приходит к выводу, что заблокировать в России колоссальной ценой теоретически возможно все, но нужно ли это? «Вряд ли. Гораздо лучше и удобнее, если пользователь будет заниматься самоблокировками и сам не будет ходить туда, куда не надо», — говорит IT-специалист.
* деятельность корпорации Meta (соцсети Facebook, Instagram) признана в России экстремистской, террористической и запрещена на территории страны