Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Роскомнадзор обяжет игровые сервисы сохранять переписки геймеров. Их смогут передавать следователям

23 ноября 2022, 08:27
В структуре Роскомнадзора предлагают ввести в игровой индустрии и смежных сферах новые меры регулирования. По сути, речь идет о расширении на игровые и стриминговые сервисы «закона Яровой». Нововведения уже обсуждают с бизнесом. Однако такая инициатива вызывает опасения у участников рынка. Они считают, что исполнение новых правил потребует больших инвестиций в инфраструктуру и несет риски для издателей игр.

Главный радиочастотный центр Роскомнадзора (ГРЧЦ; отвечает, в частности, за поиск в интернете запрещенной информации) провел исследование, которое посвящено перспективам регулирования игровой индустрии и ее контента. Ведомство собирается определить правовой статус игровой валюты (виртуальных денег внутри игр, которые можно получить за реальные средства), лутбоксов (виртуальные ящики со случайным набором предметов), стриминговых платформ и донатов. Об этом сообщает «Ъ».

Кроме того, ГРЧЦ предлагает признать игровые платформы и стриминговые сервисы для геймеров «организаторами распространения информации» (ОРИ). Тогда они будут подпадать под ФЗ «Об информации» и будут обязаны хранить в России такие данные, как факт приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации, текстов, изображений и других электронных сообщений пользователей, а также — предоставлять эти данные следственным органам по их запросу. Для этого площадки должны устанавливать на свои сети оборудование для оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ).

То есть речь идет о расширении на игровые и стриминговые сервисы «закона Яровой». По нему все операторы связи должны:

  • устанавливать СОРМ на свои сети;
  • хранить телефонные разговоры, текстовые сообщения, изображения, видеозаписи и другие сообщения пользователей (сохранять переговоры и сообщения нужно шесть месяцев, а интернет-трафик — 30 дней).

В ведомстве объяснили, что такие меры позволят обеспечить контроль над нарушителями, которые распространяют противоправную информацию через игровые и стриминговые платформы. Кроме того, это позволит ограничить детей от «вредоносного контента» и лучше защитить граждан при обороте внутриигровой валюты.

Центр стратегических разработок ранее уже предлагал ряд инициатив, которые позволят перевести в правовое поле игровые и другие цифровые активы. Например, организация предлагала разрешить включение таких активов в состав наследства и конкурсной массы при банкротстве.

Что думают о предложениях ГРЧЦ представители отрасли

За последние девять месяцев российский рынок игровых сервисов сильно изменился. Twitсh еще в марте приостановил выплаты стримерам из РФ, и они стали переходить на альтернативные сервисы — например, Trovo (от китайской Tencent) и отечественные WASD (от МТС) и VK Play Live. Трафик российских площадок с марта по август вырос на 30%, а средний размер вознаграждения автору от зрителя — на 24% год к году.

Источник издания на рынке сообщил, что ему неизвестно о конкретных мерах регулирования игровых платформ как ОРИ, но вопрос обсуждают на уровне регулятора и отрасли. Он также добавил, что ведомства прежде всего волнует вопрос контроля за финансовыми потоками игровой индустрии.

Сотрудник крупной игровой студии считает, что хранить переписки в чатах будет нетрудно — это уже делают, чтобы администраторы могли разбирать конфликтные ситуации между игроками.

С голосовой информацией сложнее: ее объемы велики, потому что геймеры часто общаются в мессенджерах в неигровое время. Эксперт считает, что для хранения этих данных потребуются огромные инвестиции в инфраструктуру.

Независимый эксперт Вячеслав Макаров объяснил, что законопроект ударит по российским издателям онлайн-игр. Проблема не только в закупке оборудования для хранения данных, но и в том, что любое изменение характеристик предметов в игре будет трудно реализовать с юридической точки зрения.

«Изменение стоимости, внешнего вида и характеристик предметов — один из основных способов для разработчиков корректировать баланс внутри игры и вводить новые механики, сохраняя старую и привлекая новую аудиторию», — объяснил он.

Новые риски для игровых платформ связаны с дополнительными обязательствами по отчетности (например, перед налоговой).

«Валюты в играх могут быть неконвертируемые, которые всегда остаются внутри, но есть и случаи, когда их можно поменять на реальные деньги за пределами площадки. Желание государства отслеживать эти потоки обусловлено рядом факторов. С одной стороны, есть необходимость удерживать налоги с деятельности, с другой — задача противодействия отмыванию нелегальных средств и финансированию терроризма», — разъяснил адвокат КА Pen & Paper Виктор Рыков.