Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кибердружина копирует мемы с ваших страниц в соцсетях и пишет заявления в полицию. Я в нее вступила

Кибердружина копирует мемы с ваших страниц в соцсетях и пишет заявления в полицию. Я в нее вступила
Фото: архив 66.ru
В Екатеринбурге работают киберволонтеры: они ищут экстремистские посты в социальных сетях, а потом отправляют эту информацию в правоохранительные органы. Корреспондент 66.RU вступил в организацию и посмотрел на ее работу изнутри.

О том, что в Екатеринбурге работают «киберволонтеры», руководитель регионального департамента молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких объявила на внеочередном заседании областной Антитеррористической комиссии. По ее словам, проект уже 9 месяцев реализуется на базе ресурсного центра добровольчества «Сила Урала». Но, объясняя суть проекта, Глацких ограничилась общей информацией, решив не вдаваться в подробности.

Меня зовут Рита. Я внедрилась в организацию и посмотрела, как она устроена изнутри и чем на самом деле занимается.

Отдельного сайта у подразделения нет, а группу в социальной сети «ВКонтакте» прекратили обновлять через месяц после создания проекта — в феврале 2018 года. Единственное контактное лицо — Александр Ерлаков. Он называет себя руководителем отдела по развитию. На самом деле это студент медицинского колледжа, обучающийся на медбрата. Молодой человек живет в области, а в ресурсном центре работает на добровольных началах.

Связаться с Александром можно только через «ВКонтакте» — на сайте волонтерского центра нет его телефона или почты, зато есть ссылка на личную страницу. Я ему написала. Почти сразу оказалось, что мой профиль в соцсети не соответствует их «правилам». Куратор увидел в некоторых постах призывы к «асоциальным и девиантным формам поведения».

Кибердружина копирует мемы с ваших страниц в соцсетях и пишет заявления в полицию. Я в нее вступила
Фото: Скриншот А.Ерлакова

Один из постов, не понравившихся куратору. То, что на человеке маска, показалось ему подозрительным.

По словам Александра, сейчас численность дружины достигает порядка 150 человек. Он называет их «ребятами, борющимися за здоровое население». Куратор рассказал, что в настоящее время деятельность организации направлена на работу с подростками, а не на поиск экстремистов.

Когда я попросилась в кибердружину, Ерлаков решил провести личное собеседование. Офис волонтерского центра куратор посчитал слишком загруженным для встречи, поэтому договорились поговорить около «Екатеринбург Арены». В пасмурную дождливую погоду Александр ждал меня с потрепанным зонтом в руках.

На протяжении всего нашего общения о проекте он рассказывал сумбурно. Из его слов понятно, что волонтеры только находят и скидывают ему ссылки на подозрительные аккаунты. Анализом и составлением отчетов Александр занимается сам, причем никакой методики для этого нет. Он анализирует посты исходя исключительно из своих разрозненных знаний, часть из которых получил в колледже, проходя курс «сестринское дело в педиатрии».

Все данные Ерлаков передает исполнительному директору ресурсного центра — только он общается с представителями полиции.

Кибердружина копирует мемы с ваших страниц в соцсетях и пишет заявления в полицию. Я в нее вступила
Фото: Скриншот А.Ерлакова

Также киберволонтеры отслеживают аккаунты, распространяющие наркотики или предлагающие работу в этой сфере.

На следующий день после встречи меня добавили в две беседы в соцсети «ВКонтакте»: волонтерского центра и подразделения кибердружины. Первая насчитывает 340 участников — в нее пересылают сообщения о предстоящих мероприятиях. Во второй всего 25 человек против названных ранее 150. И там за время моего недельного присутствия никто ничего так и не написал.

В этот же день Александр отправил мне в личку примеры «суицидальных групп» — ими окажутся публичные страницы с грустной музыкой, дополненной тематическими картинками.

Кибердружина копирует мемы с ваших страниц в соцсетях и пишет заявления в полицию. Я в нее вступила
Фото: Скриншоты А.Ерлакова

По мнению Александра, на первой картинке девочка с пистолетом призывает к самоубийствам. На второй его не устроило присутствие сигареты в кадре.

Именно иллюстрации в первую очередь попадают под прицел волонтеров. В понимании кибердружины, экстремистскими постами считаются не только вызывающие агрессию, но и содержащие изображения алкоголя, сигарет и оружия.

Но большее внимание они уделяют картинкам, призывающим к суициду. И именно такие изображения волонтеры просят рассмотреть полицию в первую очередь. Вот реальный пример одного из заявлений в правоохранительные органы.

Из текста заявления:

«Прошу оперативно принять меры по предотвращению готовящихся суицидов подростков. Исходя из содержания постов и проделанного киберволонтерами анализа, предположительная дата суицидов — 05.07.18. В этот день в Екатеринбурге пройдет международный марафон. Внимание страны будет на нем, следовательно, повышены риски убедить детей и подростков покончить жизнь самоубийством».

Поиском таких постов я и должна была заниматься, опираясь только на свою интуицию. Все вопросы и просьбы конкретизировать требования отбора приводили разговор в малосодержательное русло: что-то про холодную войну, врагов и прочие теории заговоров.

Поэтому я обратилась к официальным представителям — региональному департаменту молодежной политики Свердловской области. Начальник организационно-правового отдела Мария Ильина объяснила, что «киберволонтерство» создал и полностью курирует исполнительный директор «Силы Урала» Владислав Овчинников. Он же в начале этого года защищал проект перед комиссией области, чтобы получать субсидии для некоммерческих организаций.

66.RU связался с Овчинниковым, чтобы уточнить: как все-таки должна быть организована работа волонтеров, кто финансирует кибердружину, какую она имеет цель, почему посты анализируют дилетанты и т. д. Он сначала согласился поговорить, но «позже». А вскоре просто перестал брать трубку.