Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Мы стреляем себе в ногу»: предприниматель о том, как Роскомнадзор блокирует Telegram, а убивает бизнес

«Мы стреляем себе в ногу»: предприниматель о том, как Роскомнадзор блокирует Telegram, а убивает бизнес
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU
Война между Роскомнадзором и Telegram задела множество сторонних сервисов — от школ по обучению иностранному языку онлайн до служб доставки и интернет-магазинов. Одним из тех, кто накануне боролся с последствиями блокировки, оказался бизнесмен Даниил Силантьев, управляющий директор агентства inbox Marketing. Он рассказал 66.RU, как компания справлялась с ударом РКН и к чему готовится руководство.

— Вчера, 17 апреля, после обеда у нас стал отваливаться доступ к некоторым важным сервисам. Тут необходимо сделать пояснение: наше агентство делает e-mail рассылки для клиентов. Это компании из самых разных отраслей — начиная от металлургического производства, заканчивая небольшими интернет-магазинами. Для последних рассылка своих писем собственным клиентам — это значительная часть продаж. Представьте, что происходит, когда канал доступа к клиентской базе у интернет-магазина обрезается. Мы, как консалтинговое агентство, теряем клиента и деньги, полученные за работу, а интернет-магазин теряет канал продаж. Всем плохо.

В email-маркетинге, которым мы занимаемся, большинство основных систем и сервисов для бизнеса иностранного происхождения. Мы работаем с сервисами, которые делают в Польше, Америке, на Украине, в Литве и так далее. Вчера два основных сервиса стали недоступны для нас. Смотрим через VPN — все работает. Недоступно только через российских провайдеров (что из нашего офиса в Петербурге, что в Екатеринбурге). Значит, Роскомнадзор [постарался].

Сейчас доступ восстановился — для этого мы специально подняли внутренний VPN. Работа остановилась на несколько часов. Время простоя оказалось не таким большим, каким могло бы быть, но мне кажется, это только начало, потому что VPN тоже начинают блокировать.

Если окажется, что сервисы, попавшие под блокировку, не смогут полноценно работать в России, для нас это будет форс-мажор, и мы будем вынуждены поменять систему автоматизации для 20–30% клиентов. Для каждого из них это дополнительные расходы в десятки тысяч рублей. Это самый негативный вариант развития событий, дополнительные риски. У IT-шника есть священное правило: «Работает — не трогай!» Мы бы не хотели что-то трогать, но не знаем, удастся ли этого избежать.

Системы иностранного производства мы выбирали не потому, что нам нравится продукт Польши, Украины или Литвы, а потому, что они лучше закрывают потребности конкретных компаний. С российскими сервисами мы тоже работаем, но они не универсальны и не закрывают все функциональные зоны. Соответственно, если придется менять иностранные решения на отечественные, то для части заказчиков будут потери функционала, работоспособности и стоимости сервиса.

[Судиться с Роскомнадзором не планируем], как бы ни оказалось, что бумажная волокита перевесит наш потенциальный выигрыш. На общем фоне у нас пока небольшие потери. Но если ситуация будет ухудшаться и станет понятно, что юридическое решение возможно, мы присоединимся к коллективному иску. Мне кажется, есть небольшая надежда, что арбитражный суд будет себя вести по-честному, если туда обратятся компании с реальными убытками.

Точечно заблокировать Telegram Роскомнадзору не позволяет технология — Telegram легко уворачивается. Поэтому у РКН только один вариант — как слону в посудной лавке крушить все подряд, пытаясь заблокировать мессенджер. Нам, в нашей посудной лавке, такой слон не нужен. Его действия неэффективны, незаконны и аморальны. Ситуация, когда под блокировку массово попадают IP-адреса, не связанные с сервисом, — это привет, XIX век, давайте сломаем все, что рядом лежит.

Нам с такими «друзьями» никакие враги не нужны — какие бы санкции ни ввели, мы сами себе выстрелим в ногу быстрее и больнее.