После пожара в Кемерово депутаты Госдумы вернулись к законопроекту о социальных сетях. Его авторами стали екатеринбургский депутат Андрей Альшевских, депутат Сергей Боярский (сын актера Михаила Боярского), член Совета Федерации от Пермского края Андрей Климов и его коллега по Совфеду от Саратовской области Людмила Климова. «СМИ» детально разобрала законопроект и пишет, что это очень плохо.
В частности, социальные сети будут обязаны препятствовать «сокрытию или фальсификации общественно значимых сведений и распространению недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений». Этот контент будут блокировать наряду с информацией, «которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды». Учитывая то, что в России нередки случаи, когда пользователи получают реальный срок за репост, дело принимает нешуточный оборот.
В случае с «Зимней вишней», когда жители Кемерово в соцсетях и мессенджерах передавали друг другу информацию о сотнях погибших, после принятия законопроекта дело обстояло бы так: увидев информацию о множестве жертв, сотрудники МЧС, ФСБ или Минздрава обращаются в Роскомнадзор. Ведомство удовлетворяет жалобу, после этого у соцсетей и мессенджеров есть сутки, чтобы заблокировать информацию самостоятельно. Если этого не произойдет, Роскомнадзор заблокирует ее своими силами, а соцсеть или мессенджер выплатит штраф 30–50 млн рублей.
Чтобы соцсети и мессенджеры не смогли обойти букву закона, их обяжут открыть в России свои представительства. А пользователи соцсетей будут персонифицированы — аккаунты привязаны к номеру телефона, а SIM-карта, как правило, продается по паспорту, поэтому вычислить нарушителя не составит труда.
— От представителей отрасли мы также получили предложение персонифицировать ответственность конкретного пользователя в части распространения ложных сведений и недостоверной информации. Мы обязательно проработаем это предложение на площадке комитета.
Эксперты пока воздерживаются от оценки законопроекта.